МААМ-картинки

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся старшего дошкольного возраста

Маргарита Кузнецова
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность применительно к детскому саду – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. (Н. С. Нехорошева)

Проектная деятельность носит поисковый, творческий и познавательный характер. и является конечным результатом деятельности, который отражает уровень развития познавательного интереса, творческой активности, коммуникативных навыков и социализации дошкольника.

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Этапы метода проективной деятельности :

1. выбор темы, постановка цели,

2. формы его реализации,

3. разработка содержания и организация учебно-развивающей среды,

4. предметная среда,

5. направления поисковой деятельности,

6. совместная деятельность (практическая, поисковая, творческая,

7. заключительный этап – демонстрация полученных результатов.

Таким образом, работа над проектом имеет важное значение для развития познавательной активности и расширения кругозора дошкольников, так как в процессе проектной деятельности происходит интеграция решения каких – либо задач комплексным способом, то есть используя мыслительные, речевые, физические, продуктивные и другие виды деятельности, через объединение знаний различных областей формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектная деятельность в ДОО по ФГОС - это взаимодействие педагогов, детей и родителей, в результате которого развиваются познавательные способности и творческое мышление.

На примере подготовительной к школе группы был проведен проект : «Рассаду сажаем – заботимся об урожае»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, об уходе за ними и значимости растений в жизни человека.

Участники проекта : дети 6 – 7 лет, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 52».

Сроки реализации: 1месяц (февраль)

Проект носит интегрированный характер: наблюдения, продуктивная деятельность, экспериментирование, подбор информации вместе с родителями в энциклопедиях, в познавательной литературе о родине произрастания растений, в интернете.

Цель проекта : формирование у дошкольников системы знаний о развитии растений из семян и луковиц, организация проведений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого потенциала и развитие трудовых навыков через практическую деятельность.

Задачи:

- формирование представлений детей о разнообразии семян и плодов, о правильном уходе за растениями,

- учить детей анализировать объекты и их существенные признаки, делать элементарные умозаключения,

- развивать самостоятельность, ответственность, инициативность, познавательную активность,

- развивать умение работать сообща, получать удовлетворение от совместной работы,

- формировать бережное отношение к природе, безопасное поведение,

- воспитывать трудолюбие, уважение к результатам своего и чужого труда.

Ожидаемый результат:

Сформировать интерес ребенка к познанию, любознательности, экологичности, бережному отношению к окружающей среде.

Объект исследования:

Объектом исследования выбраны семена и луковицы культурных растений. Семена и луковицы – это плоды, из которых развиваются растения.

Идея проекта : создать в подготовительной группе МБДОУ № 52 огород на подоконнике. Высадить рассаду овощей и цветов в огород и цветник группового участка.

Направленность: проект направлен на развитие у детей самостоятельности, целеустремленности, любознательности, формирование навыков трудовой деятельности, умений достигать поставленных целей.

Реализация проекта см. Приложение №1

План экспериментальной деятельности.

Материалы: оборудование – стаканчики с землей и проросшими растениями, растения – семена и луковицы, блюдца с тканью и проростками, мини парники.

Опыты:

Опыт № 1 «Проращивание семян двумя способами – сухим и влажным»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости полива и влаги для роста и развития растений.

Проращивание семян двумя способами: 1 – сухим способом (сухие семена, 2 – влажные семена (пророщенные семена и луковицы)

Наблюдать за прорастанием семян во влажной среде.

Опыт № 2 «Проращивание семян двумя способами – на свету и в тени»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.

Проращивание двумя способами: 1 – на свету, 2 – в тени. Наблюдать за ростом и развитием растений, тянущихся к свету.

Наблюдение за прорастанием семян на свету и в темноте.

Опыт № 3 «Проращивание семян двумя способами – в тепле и в холоде».

Цель: подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста и развития растений.

Проращивание семян двумя способами: 1 – в тепле, 2 – в холоде.

Наблюдение за проращиванием семян в тепле и на холоде.

Опыт № 4 «Проращивание семян двумя способами – на открытом воздухе и в закрытом контейнере»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста и развития растений.

Проращивание семян двумя способами: 1 – свободный доступ воздуха, 2 - в плотно закрытом контейнере.

План работы с родителями:

1) изготовление альбомов совместно с ребенком на темы: «Пткуда пришло к нам растение?», «Овощные культуры», «Выращиваем рассаду на подоконнике».

2) собрать коллекцию семян огородных растений

3) алгоритм правил ухода за растениями,

4) подборка игр: «Что сначала, что потом?», «Найди по описанию», «На дереве и на земле», «Загадки», «Изготовление муляжей овощей»

Достигнутые результаты:

- закрепили знания и расширили кругозор детей о культурных и огородных растениях, сформировали нравственное и экологическое отношение к природе,

- экспериментальным путем выяснили как из семян и луковиц произрастают растения,

- активизировали взаимодействие с родителями в педагогическом процессе:

- с помощью родителей собрали семена и луковицы культурных растений (фасоли, лука, кабачков, огурцов, томатов, бархатцев, укропа,

- подготовили альбомы: «Откуда растение пришло?», «Овощные культуры», «Выращиваем рассаду на подоконнике»,

- изготовили «Алгоритм правил ухода за растениями»,

- сделали подборку дидактических игр : «Что сначала, что потом?», «Найди по описанию», «На дереве и на земле», «Загадки об овощах»,

- изготовили муляжи овощей.

- дети под руководством воспитателя прорастили семена растений – кабачков, фасоли, огурцов, лука, томатов, бархатцев, Пророщенные семена посадили в мини – парники, чтобы потом пересадить на грядку и в цветник на групповом участке,

- были проведены опыты, наблюдения, исследования двумя способами

(сухой способ проращивания семян и с водой; в темном месте и на свету; в тепле и на холоде, с хорошим доступом кислорода и в закрытом контейнере, созданы благоприятные условия для роста и развития растений,

- в процессе проведения проекта дети познакомились с пословицами, поговорками, загадками и стихами,

- на заключительном этапе создан дневник наблюдений,

- проведено музыкальное развлечение «Веселый огород».

Реализация проекта способствовала развитию и обогащению познавательного интереса детей к миру природы, бережному отношению к ней. Расширила представление детей о трудовых действиях, инструментах и результатах труда.

Ссылки на дополнительную информацию:

1. Т. А. Иваничкина, И. А. Никитина Развитие личности ребенка в проектной деятельности : познавательно-творческие, игровые, экологические проекты-Волгоград : Учитель,2012

2. Л. С. Киселева Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - Москва : Линка-Пресс,2006

3. Е. Г. Зверева-Андриевсая Окружающий мир: экологический альбом для дошкольников – Москва : ЮВЕНТА, 2010

4. Н. О. Никонова, М. И. М. И. Талызина Экологический дневник дошкольника, Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2007

5. https://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoi-aktivnosti-mladshikh-shkolni

6. https://tvorcheskie-proekty.ru/dou

Приложение № 1

Информационная карта и этапы реализации проекта

«Рассаду сажаем – заботимся об урожае»

№ Основное содержание деятельности

Подготовительный этап

1 Постановка проблемы перед детьми

2 Решение проблемы : Где можно узнать подробную информацию? (расширение информационного поля)

3 Экскурсия в библиотеку

(поиск информации по теме)

4 - Чтение, рассматривание, обсуждение, стихи и об огородных культурах. Чтение Н. Носов «Про репку», Дж. Родари «Чиполлино», сказки «Пых», «Репка» и др.

- Оформление книжной выставки «Почитайте-ка, ребятки, что растет на нашей грядке!»

5 Исследовательская деятельность : «Овощи-путешественники», работа с картой, история появления овощей в России

Содержательный этап

6 Опытно-экспериментальная деятельность : посадка овощей разными способами, наблюдение за их ростом, фиксация результатов в дневнике наблюдений

7 Труд в уголке природы: уход за посадками.

8 Коллекционирование «Овощи в конверте» (семена овощей, зелени).

9 Выставка рисунков «Посмотрите-ка, какие-натюрморты овощные!»

10 Речевая деятельность

Коллективные разговоры и беседы с родителями «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет трудов – нет и плодов», «Ешьте больше овощей – будете здоровы!», «Чем опасны не мытые овощи».

11 Вечер загадок «Помощники огородника» (инструменты, инвентарь)

Итоговый

12 Развлечение для дошкольников «Веселый огород»

13 Дидактические, подвижные, игры по теме.

Приложение 2

Мониторинг

Диагностика - наблюдение за уровнем сформированности навыков экспериментальной деятельности.

Время проектирования Выраженность трудовых навыков

Начало проекта 5- 19%

Конец проекта 23 - 97%

Наблюдается положительная динамика уровня сформированности экспериментальной деятельности, трудовых навыков и познавательной активности.

Приложение 3

Фотогалерея

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 20:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД