Лучший педагог года

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи

Валентина Зайцева
Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания и технологий, которые обеспечат повышение эффективности взаимодействия с социумом и семьей.

Слайд 3

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. В процессе организации работы ДОУ с родителями по выявлению основных проблем семьи в воспитании ребенка, на первый план выступили следующие: недостаток педагогических знаний; неумение поддерживать беседу с ребенком; непонимание интересов и трудностей дошкольника; потеря нравственных ориентиров в развитии ребенка; недостаточное владение формами совместного досуга. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на последнее место, а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Публикация «Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

Слайд 4

Одной из самых актуальных в настоящее время по-прежнему остается проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Для решения этой проблемы я поставила себе цель: обеспечение эффективности взаимодействия с социумом и семьей через развитие новых форм сотрудничества.

Слайд 5

Отсюда вытекают задачи: вовлечение родителей в образовательный процесс; повышение мотивации родителей к сотрудничеству.

Слайд 6

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, мне помогло анкетирование, беседы, наблюдение. Анализ анкетных данных показал, что 65% семей применяют негативные типы воспитания (гиперопека – 25%; кумир семьи – 22%; эмоциональное отвержение – 18%).

Слайд 7

Работа над решением этой проблемы проводилась не в полном объеме, поэтому я выработала новые подходы во взаимодействии с семьей. Работа проводилась через традиционные и нетрадиционные формы общения с семьей. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я выбрала наиболее приемлемую к поставленным задачам: метод семейных проектов.

Слайд 8

Особую значимость в настоящее время приобретают семейные проекты. Они способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в единстве и гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальное отношение «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

Слайд 9

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи : с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера.

Слайд 10

Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям. Затем я определила тему и цель проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме. Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта). Были проведены родительские собрания, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем: родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и готовят материалы в соответствии с их интересами и возможностями.

Слайд 11

Так как проект назывался «Герои земли русской» и к годовщине присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации, родительским комитетом подготовительной к школе группы «Радуга» в детский сад был приглашен капитан 1 ранга в отставке Суханов Александр Васильевич, проходивший службу на корабле «Кедров», в г. Севастополь. Он рассказал детям о своей службе на флоте, дальних походах через океаны, о пограничных кораблях, которыми он командовал. Ребята с неподдельным интересом рассматривали форму офицера, его награды, личное оружие, задавали вопросы.

Слайд 12

На втором этапе работы над проектом, я старалась организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям: родители с детьми принимали участие в изготовлении книжек - самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газеты «Наши папы лучше всех!», которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью воспитатели приобрели познавательную литературу для детей. Совместно с родителями и работниками поселковой библиотеки, мы подобрали книги на военную тематику «Корабли», «Последняя экспедиция», «Патруль на Тихом океане», «Путешествия по глобусу» - открытые материки. В преддверии праздника защитника Отечества нами был подготовлен альбом «Наша армия родная», папка-передвижка «Адмиралы Российского флота». Родители наших воспитанников приняли активное участие в конкурсе рисунков «Папы разные важны, папы разные нужны», мастерили модели кораблей и фрегатов, которые ребята с большим удовольствием использовали в совместных сюжетных играх.

Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.

Слайд 13

На третьем этапе (аналитическом) я подвела итоги проделанной в этом направлении работы. Поставленная мною цель :обеспечение эффективности взаимодействия с социумом и семьей через развитие новых форм сотрудничества, полностью достигнута. Семейное проектирование повысило мотивацию родителей к сотрудничеству и участию в образовательном процессе.

Слайд 14

Результатом всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Отношение дошкольного учреждения с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада (вовлечение родителей в образовательный процесс, для налаживания сотрудничества я пересмотрела свои позиции и перешла от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать, а значит, отказалась от традиционной роли воспитания в пользу партнерской.

Слайд 15

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте – закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Слайд 16

Ведь как говорил великий педагог В. А. Сухомлинский "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш ". Семья - это любовь, уважение, тепло, привязанность, семья - это все то, без чего человек не может жить.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитическое эссе на тему: «Инновационные подходы в управлении» Актуальность данной темы состоит в том, происходящие изменения в сфере образования определяют необходимость обновления управленческой деятельности.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 19:38
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД