Нелли Бирюкова
Конспект занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
•Закреплять вычислительные навыки детей в пределах 10, дифференцированно, в - 20.
•Расширять пространственные представления.
•Формировать элементы логического мышления, тренировать в длительном удержании внимания.
•Расширять словарный запас детей.
•Развивать память, моторику рук.
•Воспитывать желание помочь, прийти на помощь в трудную минуту.
Методы и приё мы:
• игровые: игровая мотивация, дидактические игры;
• наглядные: демонстрация, иллюстрации, наблюдение. ;
Публикация «Конспект занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи „Путешествие по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
• словесные: беседа, использование художественного слова, указания, вопросы (встречные, поисковые);
• практический: моделирование, схемы, метод самостоятельной работы.
• методы Амонашвили: контроль карточками, работа в парах, доказательная форма ответа, использование разного положения детей.
Форма проведения: игровая проблемная ситуация.
Материалы: плакат-схема «План поиска Иванушки»; оформление мест прибытия по сюжету путешествия : «пенёчки», «часы», «сказочные деревья», «молочная речка, кисельные берега», цветочная поляна», «избушка» Бабы Яги; изображение пути следования в виде стрелок; демонстрационный материал: схемы: тропинки; предложения (игра «Живые слова», 2 карточки с цифрами и карточка с кодом, 4 наборных полотна; 6 карточек с примерами, кодированной буквой на «камешках», модель сказочных часов; раздаточный материал: схемы: «Звуковая дорожка» (для выполнения звукового анализа слов, наборы сигналов-фишек, слоговые схемы; схемы тропинок, счётные палочки, схемы «дома» Бабы Яги в виде точечного изображения; сигналы для осуществления самопроверки красного и зелёного цветов (по количеству детей).
Ход проведения.
I.Вводная часть.
Сказку, дети,
Очень ждали?
Сказку, дети,
В гости звали?
Сказка здесь уже, друзья,
Сказка вновь пришла сюда!
-Ребята, вы знаете сказку «Гуси- лебеди?» Как звали главных героев этой сказки? Что случилось с Иванушкой в этой сказке? (ответы детей)
•Объявление темы.
-Вы хотите помочь Машеньке найти братца Иванушку?
-Как мы можем помочь? (ответы детей)
-Мы с вами станем героями – спасателями и отправимся в волшебный лес на поиски мальчика. Для этого Баба Яга прислала схему поиска мальчика: как и куда мы будем путешествовать в сказке (демонстрация схемы поиска).
-Это весь путь до избушки Бабы Яги.
II.Основная часть.
• Практическая деятельность: выложить при помощи счетных палочек путь движения Машеньки, используя графическую схему.
-А сейчас на пути у нас – пенёчки. Давайте на них присядем.
-Это тропинка, по которой бежала Машенька (демонстрация схемы).
-Запомните весь путь, посчитайте количество палочек (демонстрация на 20 секунд). Затем вы выложите этот путь при помощи волшебных палочек (выполняется самостоятельная работа).
-Проверьте выполнение задания друг у друга (осуществление взаимопроверки).
-А теперь проверьте свой путь с этой тропинкой (показ схемы).
-Сколько палочек использовали на строительство дорожки? (самопроверка)
-У кого тропинка совпадает с этой? Покажите сигнал зелёного цвета. У кого иная дорожка: поднимите сигнал красного цвета. Спасибо за честность!
-Вы молодцы, погладьте себя по голове.
-Вижу, ребята, путь наш будет длинным и извилистым.
• Практическая деятельность: составить слово, используя наборное полотно.
-Давайте поспешим по этой тропинке в лес. Впереди по схеме Бабы Яги – часы. Оглянитесь, вот и они (показ). Сколько деревьев вокруг! Это ствол какого дерева? (Это ствол берёзы).
-Что необычного на этом дереве? (На стволе - часы).
-Часы эти волшебные, на них – стрелка. Она укажет вам цифры и буквы. Каждой цифре соответствует своя буква. Из этих букв будет составлено слово.
-Какая это цифра? Какая буква ей соответствует? (Выставляются цифры и буквы на наборном полотне).
-Мне нужен один спасатель в помощь (для работы на полотне).
-Какое слово получилось? Правильно, речка!
•Дидактическая игра "Разгадай слово"(решение примеров).
-Дорогие спасатели- следопыты, куда же мы будем двигаться дальше?
-Конечно, в сторону реки. Какая речка течет в этой сказке? (Молочная речка, кисельные берега).
-Будем искать молочную речку кисельные берега (демонстрация схемы).
-Вот и она. Встанем на берегу этой реки. Что вы видите на берегу? (Это какие-то камешки).
-Сколько их(6)
-Я предлагаю выйти 6 смелым и отважным спасателям, взять их и посмотреть, что это за камешки. Спасатели, ребята, очень быстры и организованны. Спасатели, возьмите и покажите свой камешек.
-Что вы на них видите? ( Ответы: «На камешках примеры».)
-Для чего нам нужны эти примеры? Что мы должны сделать с ними? (Их нужно решить, найти ответ).
-Что ещё вы видите на камешках? (буквы).
- Каждой цифре соответствует своя буква (демонстрация схемы).
Ребята, открою секрет: здесь зашифровано слово из букв.
-Давайте решим примеры, найдём ответы. Составим слово из букв – расшифруем его.
-Для своих ответов используйте карточки с этими цифрами.
-Остальные ребята - эксперты. Будьте внимательны при проверке правильности выполнения задания. (Для составления слова из букв вызывается ещё один спасатель. Проверка выполняется по такой схеме:)
-У кого в ответе число 3? Зачитай выражение. Эксперты, ваше мнение? У кого такой же ответ, у кого иное мнение? Правильно, молодцы, это верное решение. Какая буква соответствует этой цифре? (и т. д.)
-Мы с вами составили слово. Прочитаем его: горка.
•Физминутка.
-Давайте встанем на пригорке и произнесём скороговорку. Я произнесу её строчку, а вы за мной повторите. (Скороговорка проводится в виде разминки.)
Ра -ра- ра, ра-ра-ра - вот высокая гора! (Поднятие рук вверх)
Ру-ру-ру, ру-ру-ру - ходим в гости поутру. (Ходьба на месте)
Ры-ры-ры, ры-ры-ры - жить не можем без игры. (Разведение рук в стороны)
-Вы молодцы, но давайте продвинемся дальше. На плане Бабы Яги - полянка. Давайте её найдё м и присядем: мы немного устали.
•Звуковой анализ слов, используя графическую схему (воспитанники садятся на полянку- ковёр
-Баба Яга не унимается, прислала нам эти слова, которые мы уже выкладывали из букв и задала задание: выполнить звуковой анализ слов: речка, горка (напечатанные слова выкладываются на доске).
-Давайте вспомним план звукового разбора слова по схеме. Для быстрого выполнения задания разделимся на 2 группы: для первой группы – звуковой анализ слова - речка, для второй- горка. («Спасатели» самостоятельно выполняют работу, вызываются 2 ребёнка из групп. Далее осуществляется проверка выполнения задания: «спасатели» у доски анализируют звуковой анализ слов по схеме).
-Эксперты, у кого есть замечания по поводу выполнения задания? У кого такой же ответ? У кого другое мнение? Вы - молодцы! Это правильное выполнение задания.
•Игра"Живые слова"(с использованием графической схемы предложения).
- Спасатели, встаньте, пожалуйста, мы с вами использовали 2 слова: горка, речка. А сейчас давайте из этих слов составим предложение, поиграем в игру «Живые слова». Назовите свои слова. Я выбираю предложение: «У горки – речка». Сколько слов в этом предложении? Какое 1слово (2,3?
-Выйдите 3 спасателя: назовите свои слова. Кто назовёт правило написания предложения? Вы молодцы, успешно справились и с этим трудным испытанием. Пройдём дальше по маршруту.
•Физминутка.
Добрый лес,
Старый лес,
Полон сказочных чудес!
Я иду гулять сейчас
И зову с собою вас!
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
•Словесная игра"Кто больше назовет" (виды рощ).
-Что это такое (демонстрация схемы? Это роща. Вы знаете, что такое
«роща»? (Объяснение лексического значения слова «роща»- это небольшой лес из одинаковых деревьев).
-Какие рощи бывают? (Ответы детей : «Осиновые, кленовые, каштановые, рябиновые, дубовые и т. д.»)
•Практическая деятельность " Какое изображение спрятано?"
-Мы с вами пришли в дубовую рощу. Несколько дубов вырубили, остались пенёчки. Здесь мы и остановимся, присядем на них. Баба Яга прислала задание. На моём листочке появились точки (демонстрация). Как вы думаете, для чего они? Что мы можем сделать, чтобы найти решение? (Ответы детей : «Нужно соединить точки»).
-Давайте соединим точки и посмотрим: что же получится? (Осуществление самостоятельной деятельности).
-Что у вас получилось? Правильно, это избушка Бабы Яги. И теперь мы точно знаем, как она выглядит. Смотрите, эта стрелка куда-то ведёт. Пройдём в её направлении. Куда же мы пришли?
III. Итог:
• Сюрпризный момент: появление Бабы Яги.
-Здравствуйте, милые девицы и добрые молодцы! Долго же вы до меня добирались!
-Трудный мы путь прошли и долгий, Баба Яга, много сложных заданий выполнили, устали! А теперь твоя очередь пришла: отдай скорее нам братца Иванушку. Где он? Где прячешь?
-Молодцы вы герои- спасатели, много трудились, старались найти след Иванушки. Настоящие следопыты! Однако вы не знали,, что Иванушка всё время с вами был. Но за то, что вы старались прийти на помощь, дарю вам эмблему спасателей. Так себя и называйте. Девиз спасателей:
Если беда случится вдруг,
Всегда на помощь приходит друг!
-Ну а сказке в путь пора собираться
И с ребятами прощаться!
-До свидания, до новых встреч!