Получи документы

Работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии. Описание опыта работы

Ирина Баранова
Работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии. Описание опыта работы

«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: мой опыт».

Тема: Работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системой.

Публикация «Работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии, Описание опыта работы» размещена в разделах

Нарушение звукопроизношения при дизартрии проявляется в разной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых - наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция. В целом произношения становится невнятным.

Но ведущим в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики, а нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Обследование позволило выявить особенности фонетических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Наблюдается характерное полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенным у них было нарушения произношения трех групп звуков (свистящих, шипящих, «р», «л»). Во всех случаях отмечается нарушение произношения группы свистящих звуков.

У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, артикуляторно– акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников со стертой формой дизартрии.

В работе с детьми я использую упражнения по развитию кинестетических основ движений рук:

• Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.

• Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.

• Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.

• Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.

• Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки и т. д.

Большое внимание уделяю развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:

• Пальцы правой (левой) руки «здоровываются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

• Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца.

• Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.

• Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.

• Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца и т. д.

Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений:

• Произнести звук «и» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

• Произнести звук «у» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

• Произнести перед зеркалом сочетание звуков «иу», «уи» и определить, последовательную работу губ при их произнесении.

• Произнести без зеркала сначала звук «и», затем звук «у» и определить, как работают губы при их произнесении.

• Произнести слова, например: Ира, утро, иней. Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого, или вытянутого положения губ и т. д.

В работе использую упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.

• Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.

• Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кончик вниз.

• Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языков вправо.

• Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языков влево и т. д.

После постановки звука «с» и при правильном произношении изолированно начинается автоматизация звука «с» :

• В обратных слогах сочетание с гласными «у». «а», «и», «ы», «э» (ус, ас, ис, ыc, эс).

• Автоматизация звука «с» в словах, содержащих обратный слог, с ударением на нем (ус, трус, вкус).

• Автоматизация звука «с» в словах, содержащих обратный слог, без ударения на нем (уснул, устал, успел).

• Автоматизация звука «с» в предложениях, содержащих слова, с обратным слогом, с ударением и без ударения на нем (вкусная капуста, усталый ребенок уснул) и т. д.

После автоматизации звука «с» в сочетании поочередно с разными гласными в структуре слога типа гласный – согласный, так же автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога согласный – гласный.

Использую в работе упражнения по развитию произведения ритма:

• Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

• Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

• Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии акцентированных ударов.

• Самостоятельно произнести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Задания по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции (у…у, и…и, о…о, ау, аи).

В коррекционной логопедической работе с детьми со стертой формой дизартрии формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда.

В своей работе по формированию связной речи я использую различные методы и приемы. В качестве наиболее эффективного средства и активного метода обучения используются логопедические игры-подсказки, которые помогают детям:

• Активизировать предметный и глагольный словарь ребенка.

Сформировать у него понятия «слово» и «предложение».

• Научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки.

• Распространять простое предложение без предлогов до четырех слов.

• Привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении.

• Составлять предложения из четырех слов с различными предлогами по предложенной схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам.

По уровню сложности можно выделить четыре этапа. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется мною, индивидуально для каждого ребенка. Используются в работе графические схемы предложений.

Первый этап моей работы - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложений и предметным картинкам простое двусоставное предложение (схема № 1).

Основное внимание на первом этапе уделяется словам - действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребенка учу правильно отвечать на вопросы, затем – составлять самостоятельно с опорой на схемы и предметные картинки, простые нераспространенные предложения из двух слов. Аналогично составляются простые двусоставные предложения с другими предметными картинками (по усмотрению). Помогаю ребенку активизировать глагольный словарь.

Второй этап работы – научить ребенка составлять предложения из трех слов без предлогов по графической схеме предложения и предметным картинам (схема №2). На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух конструкций. Выкладываю предметные картинки и предлагаю ребенку рассмотреть их и назвать, а затем знакомлю его с новой схемой. Ребенок составляет с помощью схемы предложение, после чего прошу посчитать количество слов с опорой на схему №2. Определяем какое слово первое, какое второе, третье. После этого ребенок составляет и проговаривает аналогичные предложения с оставшимися картинками. Отрабатываются глаголы: пьет, несет, вяжет, лепит, чистит, читает и т. д.

Количество занятий и предлагаемые на занятиях задания подбираю индивидуально для каждого ребенка.

Третий этап – научить ребенка составлять предложение из четырех слов без предлогов по графической схеме и предметным картинкам (схема №3). На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трех конструкций, но на любом занятии в работе используется одна конструкция. Выкладываю пред ребенком графическую схему предложения (схема № 3) и предметные картинки (мама, корзинка, яблоки, лук). Ребенок называет их, подставляет в схему №3 вместо первой звездочки слева картинку, по которой можно простить: «Кто это?» (мама, а вместо второй звездочки слева – картинку «корзинка». После этого предлагаю ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить ее в схему №3 вместо третьей звездочки. А затем - прошу составить предложение по схеме со всеми выбранными картинками и со словом- действием «купила». Например: «Мама купила корзину яблок».

На следующем занятии меняется картинка «корзинка» на картинку «стакан», а картинка «яблоки» на картинку «сок». Ребенок составляет предложение по данной схеме со словом – действием «выпила». Например: «Мама выпила стакан сока». После составления предложения, задаю ребенку вопрос по содержанию. Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа.

Четвертый этап - научить ребенка составлять по предложенной схеме предложения – схеме №4, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырех слов с различными простыми предлогами.

Работами с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов – предлогов. Выполняю с детьми различные действия с предметами и одновременно показываю ребенку соответствующее графическое изображение предлога – маленькую карточку с символическим изображением предмета. То есть, маленькая карточка с изображением одного предлога переворачивается и выполняются аналогические действия с предметами. Например: на – с, в –из, над - -под. За одно занятие уточняется значение только одной пары предлогов. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо звездочек в схему предложения (схема №4) подставляют картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога (например предлога «на»). Составляется и анализируются предложения. Например: «Мяч лежит под стулом», «Девочка села на стул». В конце занятия продолжается работа с деформированным предложением. Например: «Ковер лежит на мяче», «Стул села на девочку». Таким же образом проводится занятие на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголов в форме множественного числа.

Аналогично проводятся занятия с другими парными предлогами, составляются и анализируются предложения, проводится работа с деформированными предложениями.

После того как ребенок достаточно легко научился составлять предложения с предлогами, для закрепления навыка ему предлагаются двенадцать универсальных карточек. Универсальность карточек в том. Что по ним можно составлять предложения с любыми предлогами. По краям каждой карточки находятся изображения знакомых предметов, в середине – две полоски. Длинная полоска – это слово – действие, короткая полоска – маленькое слово (предлог). По каждой схеме ребенок может составить предложение с любыми из предложенных мною предлогов.

В результате такой поэтапной работы дети начинают сознательно использовать в речи предложения, как без предлогов, так и с предлогами. То есть, овладевают основами связной речи, что помогает в дальнейшем учебном процессе.

Список используемой литературы:

1. Волкова Л. С. Логопедия. – М. : Просвещение, 1989.

2. Выгодский Л. С. Мышление речь. - М. : Лабиринт, 1996.

3. Коноваленко В. В. Формирование связной речи развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. – М. : Серия Практическая логопедия, 2009.

4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников с стертой формой дизартрии. - С. -П. : Образование, 1994.

5. Миронова С. А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. - М. : Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [c] в словах у ребенка со стертой дизартрией. Цель:- формировать умение правильного произношения звука [c] в словах; - развивать моторику артикуляционного аппарата; -развивать фонематическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии. Описание опыта работы
Опубликовано: 31 марта 2013 в 17:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД