Корнева Галина Михайловна
Развитие речевого творчества на уроках в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого творчества на уроках в начальных классах
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области
КОРНЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица
участник окружного конкурса
«Ярмарка методических инноваций» - 2020г.
Публикация «Развитие речевого творчества на уроках в начальных классах» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Тема: «Развитие речевого творчества
на уроках»
Цель работы:
Развитие письменной речи учащихся и формирование личностной компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно учиться, трудиться.
Задачи:
-Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
-Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
-Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
Актуальность:
Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. На уроках и не только надо научить детей пользоваться русским словом, понять и почувствовать его,стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Я считаю наиболее актуальным решение задач развития речевого творчества в системе работы по развитию речи школьников, основываясь на следующих положениях:
-литературный материал представляет собой яркий,наглядно-образный эталон речевой культуры народа;
-литературные образы позволяют школьнику освоить социально- нравственные нормы и правила,формируют коммуникативную культуру ребенка;
-в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи учащихся;
-речевая развивающая среда позволяет учащимся осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.
Новизна моего опыта работы: пробудить потребность учащихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной, во внеурочной и в дальнейшей трудовой деятельности.
Методы роты:
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников:
- метод проблемной ситуации;
- наглядные,
- практические,
-интерактивные,
- самостоятельной работы,
- творческие работы.
Формы работы:
• игровые формы творческой деятельности,
• формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам.
• внеурочная деятельность: экскурсии, конкурсы,олимпиады, выставки.
Формы контроля:
• тестирование;
• письменный опрос;
• проведение социологических опросов об уровне речевого творчества учащихся.
План выступления
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения,умеющие творчески мыслить, смело высказывать свои идеи. К сожалению,общепринятая школьная система еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых решений заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приемов убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года,но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом. На развитие речевого творчества учащихся нужна система творческих заданий и поэтапное повышение уровня словотворчества.
Структура урока
эмоционально-речевая разминка
конкурсскороговорителей (чтецов)
орфографическая минутка
речевое творчество, включающее в себя сочинения-миниатюры и иллюстрирование
Эмоциональная речевая разминка
Конкурс «Кто больше знает скороговорок».
- Любые грибники любят брать боровики
( произнесите скороговорку с разным настроением: бодро, сердито, сонно, печально) - Прочитай про себя:
«Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили».
(затем прочитать хором, вполголоса медленно, птичьим базаром, как мямлики, затем быстрее, как весёлые ребята, и, наконец, совсем быстро, как шустрики)
«НашПолкан попал в капкан»
«Шесть мышат в камышах шуршат»
«Купила бабуся бусы Марусе»
Поэтическая минутка.
Сочините стихотворение рифмой «пушинки -снежинки», расскажите выразительно:
- Белые пушинки в воздухе кружатся,
Звёздочки – снежинки на землю ложатся.
- Белые пушинки летят, кружатся,
Красивые снежинки танцуют, веселятся.
- Пушинки – пушиночки порхают, как бабочки,
Снежинки – снежиночки сверкают как лампочки.
«Собери» пословицу.
В каждой пословице выбери по слову и составь новую:
- От иной похвалы хоть в землю уйти.
- Лежебоке и солнце не в пору восходит.
- Не солома красит гумно, а зерно.
- Человека встречают по одежде, а провожают по уму.
- Труд кормит, а лень портит.
(Землю солнце красит, а человека труд.)
- Ум хорошо, а два лучше.
- Правда дороже золота.
- При рати железо дороже золота.
(Ум дороже золота.)
В каждой пословице выбери по слову и составь новую:
- Один гусь травы не вытопчет.
- Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.
- Месяц светит, да не греет.
- Темные дела света боятся.
- Слушай рябина, что лес говорит.
(Одно дерево – не темный лес.)
- Работа не волк в лес не убежит.
- За худой головой и ногам не покой.
- Труд кормит, а лень портит.
(Волка ноги кормят.)
Эмоциональная речевая разминка
Игровое упражнение «Знатоки русского языка»
- Он козёл, она … (коза).
- Он бобёр, она … (бобёр).
- Он осёл, она … (ослица).
- Она оса, он … (тоже оса).
- Она стрекоза, он … (тоже стрекоза).
- Она муха, он … (тоже муха).
Тема «Антонимы»
Игра «Кто быстрее назовет слово».
высоко – низко
далеко – близко
трус – храбрец
начало – конец
шершавый – гладкий
умный – глуп
Орфографическая минутка
а) Вставить пропущенные буквы и отгадать полученное
слово:
п о д б е р
ле. ка, н. чник, блю. це, шу. ка, цв. тник,. овный,
ё з о в и к
щ. чка, ни. кий,пуг.. ка,гр. бной,шутни. .
(подберёзовик)
б) Замени каждое словосочетание одним именем существительным:
храбрый человек – храбрец
добрый человек – добряк
болтливый человек – болтун
грубый человек –грубиян
Игра «Найди лишнее слово».
Петров, Сидоров, Димидова, Калинин, Ветров.
г) Составление орфографического словаря
воробЬ и
колос я
в юга
лист я
сем я
л ёт
гост я
обЪ явление
под езд
в езд
с езд
с ехал
под ехал
с ёмка
М осква
ария
акарова
С аша
аратов
емёнова
Игра «Исправь ошибки».
Вини – Пух Пятачок
лётьчик
цырк
анатолий
кампот
киллограм лётчик
цирк
Анатолий
компот
килограмм
«Собери» пословицу
В, утаишь, не, шило.
(Шила в мешке не утаишь)
В, один, не, поле, воин.
(Один в поле не воин)
Труд, перетрут, терпенье, и, всё.
(Терпенье и труд всё перетрут)
Речевое творчество
Сочинения – миниатюры и иллюстрирование «Сентябрь – холоден, да сыт».
Сентябрь холоден! Это уже не лето, в сентябре заморозки, чаше идёт дождь. Сентябрь сыт! Мы ходим в лес за грибами, в огороде поспевает урожай.