Светлана Бянкина
«Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ». Описание презентации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с федеральными государственными требованиями» (1 слайд)
2 слайд
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Публикация «„Реализация образовательной области „Музыка“ в соответствии с ФГТ“, Описание презентации» размещена в разделах
3 слайд
Центральные принципы Федеральных государственных требований:
- соответствовать принципу развивающего образования;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
4 слайд
В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.
Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. Мы вместе с детьми мечтаем, фантазируем, уносимся в мир сказок, в мир музыки. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.
Музыка - становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении.
Образовательная область «Музыка» позволяет: 5 слайд
- ребё нку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;
-взрослому (педагогу и родителю) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.
При разработке образовательной области «Музыка» учитывается, что музыка для ребё нка дошкольного возраста является:
- способом самовыражения;
- способом познания и понимания окружающего мира;
- универсальным способом жизнедеятельности.
6 слайд
Основные цели и задачи реализации образовательной области «М».
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:
- развития музыкально-художественной деятельности;
- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;
- приобщения к музыкальному искусству;
- освоения им музыкально-художественной деятельности.
7 слайд
В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.
- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация»);
- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа);
- как средство обогащения образовательного процесса (например, физическая культура под музыку, изобразительная деятельность под музыку);
- как средство организации образовательного процесса.
8 слайд
В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.
Например:
- «Физическая культура» - «Музыка».
Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.
- «Социализация» - «Музыка».
Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.
- «Коммуникация» - «Музыка».
Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.
- «Познание» - «Музыка».
Обогащение элементарных музыковедческих представлений.
9 слайд
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основными видами музыкально-художественной деятельности являются: восприятие музыки (слушание, исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.
10 слайд
Итак, раздел «Слушание. Восприятия музыки»
Задачи данного раздела:
• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
• формирование музыкального вкуса;
• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
11 слайд
Далее раздел «Исполнение»
Задачи раздела:
• формирование у детей певческих умений и навыков;
• развитие музыкального слуха,
• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
В содержание раздела «Исполнение» входит раздел «Музыкально-ритмические движения», который включает в себя следующие задачи:
• развитие музыкального восприятия;
• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения;
• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
• развитие художественно-творческих способностей.
В раздел «Исполнение» входит и «Игра на детских музыкальных инструментах». Задачи данного раздела:
• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
• развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
12 слайд
Следующий раздел «Творчество»
Задачи данного раздела:
• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи,
• к поискам форм для воплощения своего замысла;
• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
13 слайд
При реализации образовательной области «Музыка» используются следующие формы работы с детьми:
Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей
Непосредственно образовательная деятельность
Раздел «Слушание»
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
Музыкально-дидактические игры
Беседы интегративного характера
Интегративная детская деятельность Подгрупповая
Индивидуальная
Раздел «Исполнение»
Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
Музыкальные упражнения
Попевки
Распевки
Двигательные, пластические, танцевальные этюды Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Раздел «Творчество»
Творческие задания
Концерты-импровизации Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
В ходе режимных моментов
Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов
Исполнение Музыкальные подвижные игры
Интегративная детская деятельность
Концерты-импровизации
(на прогулке)
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность Создание соответствующей предметно-развивающей среды Подгрупповая
Индивидуальная
14 слайд
В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.
Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.
15 слайд
Новые требования с образовательной деятельности привели к тому, что изменились требования к самому педагогу. Музыкальный руководитель должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. В этом есть большие плюсы для работы любого педагога.
Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальной непосредственно образовательной деятельности, на непосредственно образовательной деятельности, так и на развлечениях и праздниках. На периодах непосредственно образовательной деятельности мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д.
- в разделе «Музыкально-ритмические движения» – можно показывать как исполняют танец профессиональные танцоры (вальс, польку, как танцуют дети - ровесники.
16 слайд
Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.
17 слайд Спасибо за внимание!