Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Родословная — старинная русская традиция»

Нина Захарова
Конспект занятия в подготовительной группе «Родословная — старинная русская традиция»

Добрый день) Поздравляю Всех с праздником) Вечно Старым, Юным Новым годом)

Пусть Ваш дом лишь друзья посещают,

Стороною обходят ненастья,

От души я добра Вам желаю,

Долгой жизни, здоровья и счастья)

Предлагаю Вашему вниманию конспект, приуроченный ко году Семьи 2024) Желаю, чтобы семьи рождались, приумножались, процветали и не уменьшались) Данный конспект напомнит давнюю традицию, поможет сохранить память о корнях семьи, будущему поколению, лишний раз напомнит о советах старшего поколения "Помни Имя Своё"

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Родословная — старинная русская традиция“» размещена в разделах

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Родословная – старинная русская традиция»

Возрастная группа : старший дошкольный возраст.

Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавтельное развитие» «Художественно – эстетическое развитие»

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкально – художественная.

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи: Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.

• Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья».

Предварительная работа: повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена, ласковых, уважительных старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

(в скобках даны примерные ответы детей)

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья»)

- Что изображено на рисунке? (ответы детей)

- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)

- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная)

- Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)

- Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (нет, они живут в избе)

- Как вы догадались, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть русская печь)

- Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали.

- Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, прялка)

- Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Воспитатель:

- Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные) Как можно назвать их одним словом? (Семья).

- Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.

- Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?

- Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка)

- Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын).

- Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки, дедушка и бабушка)

- Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).

- Да в старину старших членов в семье почитали, очень уважали старших, во всём их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передвали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное, он рассказывает им что – то важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всём помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.

Воспитатель:

- А чем в это время занята сама матушка? (Она прядёт пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей)

- А кто такие племянники? (Это братьев и сестёр).

- Как вы думаете, у этой девочки есть родители (да, на этом рисунке в избу входит её отец).

Воспитатель:

- Семьи в старину были многочисленные и дружные, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.

(Проводится хороводная или подвижная игра)

Воспитатель:

- Обычай – это то, что принять делать обычно, по привычке каждый день.

Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем становились традицией.

- Давайте ещё раз повторим, какие были обычаи в старину. (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу).

- Как обращались друг другу в семье? Как ласково, уважительно называли, маму, отца, других членов семьи? (Матушка,батюшка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка).

Воспитатель:

- Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.

Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих родных, истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили.

- Давйте и мы придумаем имена членам этой дружной семьи ( Дети предлагают и обсуждают: дедушка - Пётр Васильевич, бабушка – Тамара Ивановна, отца назовём Иваном Ивановичем, а мать – Екатериной Алексеевной, дядю – Михаилом, сыновей – Дмитрием, Данилой,Ильёй, дочь – Софией, а маленькую племянницу – Аннущкой.

Воспитатель:

- Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идёт речь использовали отчества и прозвища. Например, Иван – сын Петра (Петров сын, внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появилась фамилии.

Так, предком этой семьи был кузнец (выставляется рисунок, и фамилия у них произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так и появилась род Кузнецовых.

- А родословная идёт от бабушки и дедушки, потому что они самые старшие члены семьи.

Воспитатель раздаёт детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи.

Подготовила воспитатель :Захарова Н. В.

ГБДОУ 11 Выборгского района г. Санкт - Петербурга

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Моя семья, моя родословная» в подготовительной группе Интерес к своим корням, своему прошлому, знание того, того, откуда ты родом, необходимо формировать с детства. Для дошкольников эта тема.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группеКонспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Цель: Создать условие.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группеКонспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группе Тема: «Наша русская матрешка» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: Формирование умения складывать матрешку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Родословная — старинная русская традиция»
Опубликовано: 14 января 2024 в 12:39
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД