Диляра Ахунова
Ситуативный диалог в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы в рамках круглого стола: «Использование современных образовательных технологий при обучении детей татарскому языку в ДОУ»
Тема: «Ситуативный диалог в режиме дня»
Диалог - не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л. П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулирует их речевое взаимодействие.
Публикация «Ситуативный диалог в режиме дня» размещена в разделах
Диалог характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой - либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, использованием частиц.
Языковые средства усиливаются жестами, мимикой. Выявление умения строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) показывает, может ли ребенок пользоваться разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти навыки и умения необходимы для развития монологической речи детей. Способность ребенка вступать в общение со взрослым и сверстником является важной для характеристики его коммуникативных умений.
Взрослые (воспитатели, их помощники) поощряют инициативные высказывания детей (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку, внимательно их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу. Любое инициативное высказывание ребенка показывает его коммуникативную направленность и может быть оценено взрослым как положительный факт в стремлении ребенка к общению.
Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются ситуативный диалог.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого педагог создает ситуации общения на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями.
Педагогу необходимо грамотно строить беседы на занятиях, на таких примерах ребенок, конечно же, будет учиться, а в игровых и режимных моментах создавать условия для общения: самому начать разговор, предложить тему для общения детей, напомнить правила общения, которые предполагают, что когда один человек говорит, то другой его слушает и т. д.
Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада.
Формирование разговорной речи осуществляется в режимные моменты - умывание, одевание, раздевание, игры, труд, также на различных занятиях.
Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Можно дать ребенку поручение принести игрушку, сделать что-либо, показать другому ребенку игрушки, передать что-либо младшему воспитателю и т. д.
Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг, мультфильмов, фотографий и т. п.
Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии разговора.