Лариса Мишакова
«Сказочный сон». Конспект логопедического занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал и без него.
Закрепить и расширить словарь по теме «Зима» - словами- признаками и родственными словами.
Развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику, развивать длительный и плавный выдох.
Развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление.
Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Публикация «„Сказочный сон“, Конспект логопедического занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Оборудование: картинки с приметами зимы, волшебная палочка, снежинка, игрушка – снеговик, диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», карточка с изображением частей снеговика, картина «В зимнем парке».
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика
Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.
Динамическая пауза
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы дружно приседаем,
И дружно все встаём.
-Зарядились бодростью, сядьте на свои места.
Введение в тему
Тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Ребята, мне сегодня ночью приснился сказочный сон, но всё происходящее в нём было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
А вижу я, ребята!
К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт-
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
-Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома…-
И подписано…
И. Пивоварова
Как вы думаете, кто это письмо написал? (Зима)
-А точно это зима? А может это весна? (Зима с метелями прилетает, землю и деревья снегом покрывает.)
- Молодцы, догадались. Спасибо, что помогли мне разобраться в моем сне.
Ребята, вы знаете, что у зимы очень много друзей. Назовите их! (снеговик, сосулька, лёд, метель, снег, мороз…)
Вместе с письмом мне зима оставила вот эту волшебную палочку, чтобы мы с вами вспомнили о ней и её друзьях. К кому дотронется палочка тот и отвечает.
Игра «Подберите признаки»
Сосулька (какая) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, хрупкая…
Зима (какая) – снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
- А вот ещё её подружки – «снежинки».
Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)
Но где же снежинки? В ладошке вода.
(На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)
Н. Нищева
Работа по теме
-А сейчас мы научимся составлять стихотворения с зимними словами. Запомните их, чтобы в конце могли ответить на вопрос.
Игра «Доскажите словечко».
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой (снегири).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом – снежная фигурка.
Это девочка - (Снегурка).
Ребята, я просила вас запомнить слова которые мы добавляли и сейчас мы проверим кто был внимателен. На какие слова они похожи? (У всех слов есть общая часть «снег», такие слова называются родственными.)
«Узнай по частям».
Показывается карточка с изображением частей снеговика.
Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части? (Снеговик).
Почему вы так думаете? (Дети дают объяснение.)
Давайте ещё раз чётко произнесём это слово по слогам и прохлопаем его. (Сне-го-вик).
Молодцы! Верно! А вот и он сам пришёл к нам в гости. Ещё один друг зимы. Но что- то он совсем грустный. Что же могло с ним случиться? Кто что может предположить? (Может, у него нет друзей; может он боится что снег растает)
Попробуем его развеселить. Только как это сделать? (Найти друзей, рассказать весёлую историю, подарить что-то.)
А может, позвать его подружку снежинку? (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щёки не раздувать.)
Вот и повеселел наш снеговик. Он говорит, что приготовил для вас загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
- О чём эта загадка? О каком времени года?
- Что за тройка прилетела?
- Назовите зимние месяцы.
-Какой зимний месяц сейчас?
(Ответы детей.)
Ребята, а сейчас снеговик нас просит составить рассказ вот по этой картине.
Беседа по картине «В зимнем парке».
Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине нарисована зима.)
Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег.)
Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.)
Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо. (Небо светлое, чистое, высокое.)
Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья. (Деревья голые, заснеженные.)
Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.)
Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие? (От слова зима.)
Верно. Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Ворону, сороку, воробья, клеста.)
Что делают в парке дети? а санках, л (Они гуляют, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, играют со щенком в снегу.)
Как они одеты? Почему? (Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.)
Детям нравится гулять в парке? (Детям нравится гулять в парке. Им весело.)
Итог занятия
-О чём мы с вами вели беседу?
-Кто у нас был в гостях?
-Ребята, а вы знаете, снеговик передал от зимы нам сладкий сюрприз?
-Давайте поблагодарим зиму за всё .
Литература
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., Просвещение, 1990.
Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. - СПб., ДЕЛЬТА+КАРО, 2004.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.