Светлана Павлова
Создание условий для успешной адаптации детей в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры в адаптационный период с детьми
от 1,5 до 3 лет.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Публикация «Создание условий для успешной адаптации детей в разновозрастной группе» размещена в разделах
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Предлагаем такие игры как: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Догонялки», «Где пищит мышонок» и др.
Особое внимание уделяем робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе (Ване, Алине, Яне, Маше). Используем пальчиковые игры, которые поднимают, настроение детям так же они обучают согласованности и координации движений. Используйте такие игры как «Кто в кулачке?», «Игра с кистями рук», «Фонарики», «Моем руки», «Сорока белобока», «Месим тесто», «Пальчики танцуют» и т. д.
Так же помогут такие игры: «Передай колокольчик», «Позови», «Водичка, водичка умой мое личико…», «Мишка косолапый», «Зайка серенький», «Курочка с цыплятами» и др.
В направлениях «Играем и строим» мы используем игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».
В организацию адаптационного периода нами включаются элементы театрализованной деятельности: показ настольного театра «Теремок», драматизация сказки «Курочка Ряба», «Репка», игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» и пр.
На протяжении всего адаптационного периода проводим непосредственно- образовательную деятельность: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Используем в работе приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
• пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
• монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
• сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).
• рисование фломастером, красками.
• слушание спокойной музыки.
Мы ежедневно в работе используем язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира: «Наша, маша маленька», «Чики, чики, кички…», «Солнышко, вёдрышко…», «Водичка, водичка…», «Баю баиньки…» и т. д
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Также, в процессе адаптации, приветствуются, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома. Такие дети как: Наташа Н., Маша Ш, Данил Ш., Эллина Б. могут даже взять свою игрушку с собой в кровать.
Работа с родителями.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
В ознакомительной беседе и анкетированием с родителями мы узнали характерные черты поведения, интересы и склонности ребенка. Посоветовали родителям приводить ребенка в первые дни позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в сад, испытывают тревогу за него. Ребенок тоже тревожится, чутко улавливая настроение своих близких, особенно мамы.
Поэтому задача педагога – успокоить, прежде всего взрослых: познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Разрешить родителям, находиться в группе вместе с детьми определенное время, постепенно увеличивая пребывание малыша в группе. Убедить родителей внимательно прислушиваться к нашим советам, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания.
Для этого мы провели родительское собрание на тему «Адаптация детей в разновозрастной группе», где объяснили родителям, как проходит адаптация детей в детском саду. Дали несколько советов родителям, такие как: растование с ребенком в ДОУ, что взять с собой в ДОУ, как следует вести себя с ребенком дома в период адаптации. Показали презентацию с фото детей под названием «Хорошо у нас в саду». Оформили родительский уголок с консультациями и полезной информацией.
Показателями окончания адаптационного периода являются : спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями. Уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Таким образом, следует считать, что выбранная нами методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными.