ольга сарафанова
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, королевой детства, чудом света. И все определения правильны, так как игра для ребёнка - сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. Игры "в кого-нибудь" или " во что-нибудь" - самые любимые и привлекательные. Эти игры называют творческими, сюжетными, ролевыми, подражательными. Творческие игры наиболее полно удовлетворяют стремления и потребности детей младшего школьного возраста.
Публикация «„Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, у них наблюдаются нарушения произношения, ограничения словаря, несформированность фразовой речи.
Кроме того, отмечаются трудности восприятия устной речи, непонимание многих слов, нарушение общения со сверстниками и близкими. Трудности связаны как с речевым недоразвитием, так и с отсутствием культуры общения, и прежде всего в семье. Дети порой не знают, как надо приветствовать близких утром и вечером, а родители этим не озадачиваются вовсе
В игре у школьников возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, внимательно слушать, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого ведения диалога. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более чётко и внятно.
Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении.
Игровая деятельность младших школьников непосредственно связана с учебной деятельностью.
Задачи при проведении игровой деятельности как метода усвоения школьниками социальных взаимоотношений.
*Развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас, управлять мимикой, жестами, которые придают им, таким образом, выразительный изобразительный характер.
* Поощрять стихийно – возникающие игровые группировки, содействовать их большей устойчивости и слаженности.
* Формировать положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие).
* Выполнять правила и нормы поведения в игре.
*Развивать у детей творческие способности, произвольное поведение, умение строить доброжелательные отношения со сверстниками на основе творческих игровых замыслов. Развивать игровые умения, импровизировать действия.
С учащимися 3 класса мы поставили сказку Липскерова «Волк и телёнок».
Предварительно я запланировала знакомство с этой сказкой на занятие по внеклассному чтению.
На этом этапе я ставила такие задачи, как:
*осмысленное, правильное, плавное чтение вслух словами и фразами;
*соблюдение пауз на запятой;
*умение прочитать текст, слово с соблюдением графических знаков, с правильным ударением,
*подбирать к прочитанному тексту картинку;
*располагать картинки по порядку (при помощи воспитателя, а затем самостоятельно, подбирать к ним части текста).
Затем провела беседу по содержанию сказки, где дети отвечали на следующие вопросы:
-Это рассказ или сказка?
-Кто автор сказки?
-О ком эта сказка?
-Назовите главных героев сказки.
-Какой Волк в этой сказке?
-Почему Волк не дал съесть Телёночка?
Поставленные вопросы побуждали ребят думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы. Во всех, ранее прочитанных сказках волк запомнился детям злым и жестоким, почему же в этой сказке «Волк» не съел «Телёнка»? Дети отвечали так: «Потому что «Телёночек» был маленький, и «Волк» пожалел его; в этой сказке «Волк» добрый и заботливый, как мама»; «Телёнок» называл «Волка» мамой».
Ответы на вопросы дают воспитателю понять, насколько дети усвоили содержание сказки. У детей с нарушенным слухом словарный запас беден, вследствие этого мы разбираем буквально каждое слово в тексте, иногда заменяя это слово на более простое.
Этап подготовки к игре мы начали с просмотра мультфильма, где я обращала внимание ребят на художественно-образные выразительные средства : интонацию, мимику, пантомиму (жесты, позу, походку). В свободной деятельности я попросила ребят нарисовать понравившийся сюжет из сказки. Наилучшие рисунки дети вклеили в книжки-самоделки, которые были напечатаны самими детьми (кто напечатал одну строчку, кто несколько слов, а кто и целый абзац). Это необыкновенно повысило интерес и желание участвовать в подготовке и показу этой сказки.
Затем, на уроке ППО дети вылепили героев сказки и охарактеризовали каждого из них предложением из текста. Многократное прочитывание текста дало возможность детям более точно запомнить диалоги и последовательность действий.
Следующим этапом работы стало обыгрывание ролей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний – активизируется речь ребёнка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит учащегося перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Так, если у Коли Н., исполняющего роль «телёнка», в повседневной жизни речь невнятная, то в процессе обыгрывания роли он контролирует произношение.
В диалогах употребляется много новых речевых оборотов. Не все дети могут сразу запомнить и воспроизвести этот диалог в игре. От этого эмоциональный настрой снижается и иногда ребёнок отказывается играть эту роль. С целью запоминания диалога, я использовала опорные схемы, которые вместе с детьми и составила. Важно то, что само обсуждение и рисование этих схем способствовало запоминанию текста. Кроме того, сыграв свою роль без запинки, Дима приобрёл уверенность.
В процессе игровой деятельности я поощряю учащихся за активность в речевом общении, за использование вариативных высказываний. Например, при знакомстве с ролью Миша, прочитав слова: «Здорово, сосед!», сказал: «А можно сказать по-другому - «Привет или здравствуй!». Или, «Волк» говорит: «Ребятёнок, он что, он в чистоте жить должен». Дима, исполняющий роль «Волка» не мог запомнить это выражение и предложил заменить его на «ребёнок или «телёнок», но при этом терялась красочность речевого оборота. Я составила ребус: ребята’ ’’’ котёнок, в результате получилось слово - ребятёнок. Первое время Дима делил это слово на две части – «ребят», «ёнок», затем, в процессе повторения он научился проговаривать его без запинки.
Организованная сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация предполагают совместную деятельность. Ролевое общение – есть основной мотив игры. Овладевая речью для «других», ребёнок тем самым осваивает её для «себя». Самые простые задания для построения связной речи я провела с детьми на первом этапе подготовки к игре.
Дети садятся в кружок. Один ребёнок в маске «Волка», не обязательно исполнитель роли, выполняет движения, а дети рассказывают о том, что видят.
• «Волк» как-бы тянет большой мешок. Дети говорят:
«Волк» украл «Телёночка» и принёс домой.
• «Волк» как-бы гладит «Телёнка»по голове. Дети говорят:
«Волк» пожалел «Телёночка», кормил его, ухаживал за ним».
• «Волк» изображает испуг, закрывает «Телёночка» собой. Дети говорят:
«Волк» не дал съесть «Телёночка». Он защитил его».
В этой игре поочерёдно участвуют все дети. Это упражнение помогает запомнить последовательность выполнения действий и способствует развитию связной речи.
Вторую игру-задание можно провести на исключение лишнего предмета. На стол выставляются игрушки из 2-3 сказок, знакомых детям. Дети находят героев сказки и проговаривают её название.
Накопление обиходно-разговорного словаря, умение использовать предметы-заместители - позволяет в младшем школьном возрасте опускать некоторую детализацию в играх и действовать всё больше в воображаемой ситуации.
Мы с детьми всё чаще используем моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения, где развивается навык правильного речевого поведения, воспитывается уверенность и самостоятельность.
Перед каникулами мы взяли такую тему, как: «Ребёнок один дома и на улице».
Изучение этой темы мы начали с рассматривания иллюстраций, обсуждения, составления диалогов, соответствующих предложенной теме.
Затем мы распределяли роли и разыгрывали сюжет. Дети пробовали себя в разных ролях, проговаривали диалоги, проявляли инициативу. Яна, играя роль девочки, попавшей в руки незнакомца на улице, вдруг неожиданно показала два приёма самообороны. Мы о них не говорили. Оказалось, что дома, Яна рассказала родителям об этой роли и папа научил её, как нужно защищаться. Ребятам это понравилось и они включили эти приёмы в игру.
Усваивая речевой материал, проговаривая его в разных ситуациях, у школьников развивается речевое общение. Совместная игровая деятельность даёт возможность к усвоению речевых высказываний.
Организуя игры с детьми 1-ого класса я наблюдала:
*пассивное речевое общение в игре;
*однообразие и бедность сюжетов;
*чрезмерную детализацию предметных действий;
*трудности в игровом замещении предметов.
Продолжая работу над развитием связной речи в сюжетно-ролевых играх, я могу сказать, что игра должна быть не эпизодическим явлением в жизни младших школьников, а неотъемлемой её частью.
Сейчас игры детей стали более разнообразными по сюжету, мы опускаем детализацию действий и всё чаще действуем в воображаемой ситуации. Словарный запас расширяется, внятность произношения усиливается благодаря наиболее употребительным фразам в разных видах игровой деятельности.
По мнению Макаренко А. С. -«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет».
Список используемой литературы.
1. Пенин Г. Н. «Воспитание учащихся с нарушением слуха». 2006г.
2. Речицкая Е. Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы».
3. Выготская Г. Л. «Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм».
4. «Сурдопедагогика» под редакцией Никитиной М. И.