Татьяна Вячеславовна
Трудовая деятельность в младшем дошкольном возрасте как средство развития сотрудничества со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена роли трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста в развитии взаимоотношений и сотрудничества между взрослыми и сверстникам.
Ключевые слова: труд, трудовая деятельность, средство сотрудничества, приобщения детей младшего дошкольного возраста к труду.
Публикация «Трудовая деятельность в младшем дошкольном возрасте как средство развития сотрудничества со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Одной из главных задач в воспитании и развитии детей дошкольного возраста является задача научить их сосуществовать как друг с другом, так и в группе, в семье, в обществе, в мире; научить детей соразмерять и соизмерять свои собственные потребности, устремления и желания с потребностями, устремлениями и желаниями других. Очевидно, что это путь, который ребенку не под силу пройти одному. Рука об руку с ним должны идти не только педагоги, но и родители.
Одним из первых шагов на этом пути является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста трудовых навыков и, неразрывно связанных с ними, коммуникативных умений, которые, в свою очередь, формируются посредством сотрудничества детей как друг с другом, так и в группе, коллективе, в целом, так и со взрослыми – педагогами и родителями.
С одной стороны, трудовая деятельность дошкольника просто невозможна, в силу возраста ребенка, без сотрудничества; с другой стороны, - именно сотрудничество и становится основным фактором становления и развития личности ребенка, а также его социализации.
Отношение детей к труду изучалось отечественными педагогами, психологами по таким направлениям как содержание труда, овладение трудом как деятельностью (В. Г. Нечаева, Я. З. Неверович, И. Лаунер, виды и формы организации труда (З. Н. Борисова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко, А. Д. Шатова, воспитание в труде нравственных качеств личности (Д. В. Сергеева, Г. Н. Година, Т. А. Куликова, С. А. Козлова).
Педагоги, психологи и авторы книг отмечали в своих работах значение трудовой деятельности, которая воздействует на развитие будущей личности, и то, какую важную роль играют взрослые в трудовом воспитании ребенка.
Трудовая деятельность в дошкольной педагогике несет в себе интегративные качества, поскольку в данном виде деятельности затрагиваются такие образовательные области как «социализация» и «труд».
Привлечение ребенка дошкольного возраста к трудовой деятельности необходимо, поскольку происходит развитие коммуникативных навыков, а также формируются навыки сотрудничества между ребенком и взрослым. Трудовая деятельность расширяет познания ребенка об окружающем мире, а через знакомство с окружающим их миром дети дошкольного возраста начинают усваивать стереотипы поведения, происходит формирование ценностей в окружающем их мире.
Трудовая деятельность способствует познавательной активности, поскольку трудовое действие требует от ребенка умения мыслить, наблюдательности, внимания, памяти, навыков общения и сотрудничества.
Труд воспитывает самостоятельность, влияет на развитие инициативности, ответственности, трудолюбия, а также способствует проявлению индивидуальности ребенка. После того как ребенок выполнит трудовое действие, он начинает анализировать и оценивать продукт своего труда, но самое важное для него - это оценка окружающих его людей. Только тогда он начинает понимать значимость своего труда, и только тогда он получает удовольствие, эмоциональное вознаграждение, у него возникает ощущение собственной значимости, повышается самооценка, он осознает, что результат его деятельности полезен и нужен людям.
В своих работах отечественные педагоги С. А. Козлова, Т. А. Куликова, пишут: «Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины)»