Виктория Омельченко
Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению у детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок, который мы можем ему сделать"
С. Лупан.
В настоящее время модернизация общества привела к системному кризису читательской культуры во всем мире, следствием которой является неуклонное снижение интереса к чтению у населения. Телевидение, компьютер, интернет - практически заменили книгу, утрачивается традиция «семейного чтения». В результате, у современных детей наблюдаются : частые речевые нарушения, непонимание прочитанного, неумение выражать собственные мысли.
Публикация «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению у детей» размещена в разделах
Как показывают научные исследования – художественная литература является могучим, действенным средством всестороннего развития детей. Поэтому вопрос воспитания интереса к художественной литературе у подрастающего поколения требуют пристального внимания со стороны педагогов, а также необходимость внедрения современных методов в педагогическом процессе. Существующие нормативные изменения и тенденции, произошедшие сегодня в ДО, требуют от педагога новых форм и подходов в организации совместной деятельности педагога и воспитанников в детском саду.
Л. С. Выготский считал, что именно, именно в ходе совместной деятельности формируются все психические процессы человека - теория культурно-исторической развития личности.
Одной из самых результативных и привлекательных совместных форм является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода — создание педагогом таких условий, в которых дети смогут самостоятельно или при помощи взрослого находить и приобретать знания путем исследования, поиска и решения практических задач. Именно в проектной деятельности ребенок взаимодействует не только с детьми и педагогом, но и чувствует себя активным участником процесса, исследует, творит и играет.
Наблюдения за детьми и опрос родителей детей в старшей группе показал, что дети интересуются книгой, если чтению уделяют достаточное внимание в семье ребенка. Поэтому, вовлечение родителей в совместные проекты, с целью формирования устойчивого интереса к чтению, является одной из важных задач. Особенность метода проекта состоит в том, что обязательным условием его реализации является:
использование методических разработок;
наличие заинтересованности родителей и детей;
завершение презентацией результата.
Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности на примере реализованного мною проекта : «Книга – самый лучший подарок».
Вид проекта : информационно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 2 недели
Актуальность: В современных семьях перестали уделять достаточное внимание книгам. Родителям удобнее дать ребенку в руки пульт от телевизора, планшет или компьютер, которые лишают детей и их родителей живого общения на основе книги. Следствием чего является слабая речевая активность, недостаточное развитие коммуникативных навыков. Дошкольный возраст - это возраст когда закладываются первые читательские компетенции. Поэтому очень важно приобщить ребенка к чтению уже в дошкольном возрасте.
Цель проекта : развитие интереса у детей к детской книге посредством познавательной и творческой деятельности, воспитание бережного отношения к книге.
Задачи:
- содействовать развитию интереса к художественной литературе, воспитанию любви к книге;
- формировать представления у детей о роли книги в жизни человека;
- познакомить с историей книги и процессом ее создания;
- побуждать детей к аккуратному обращению с книгой.
В ходе проектной деятельности использовала разнообразные методы, способствующие активизации детской деятельности.
Мною был реализован проект : «Книга – самый лучший подарок».
Вид проекта : информационно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 2 недели
Актуальность: В современных семьях перестали уделять достаточное внимание книгам. Родителям удобнее дать ребенку в руки пульт от телевизора, планшет или компьютер, которые лишают детей и их родителей живого общения на основе книги. Следствием чего является слабая речевая активность, недостаточное развитие коммуникативных навыков. Дошкольный возраст - это возраст когда закладываются первые читательские компетенции. Поэтому очень важно приобщить ребенка к чтению уже в дошкольном возрасте.
Цель проекта : развитие интереса у детей к детской книге посредством познавательной и творческой деятельности, воспитание бережного отношения к книге.
Задачи:
- содействовать развитию интереса к художественной литературе, воспитанию любви к книге;
- формировать представления у детей о роли книги в жизни человека;
- познакомить с историей книги и процессом ее создания;
- побуждать детей к аккуратному обращению с книгой.
В ходе проектной деятельности использовала разнообразные методы, способствующие активизации детской деятельности
На первом этапе работы была обозначена проблема и озвучена тема проекта : «Книга – самый лучший подарок». Были поставлены цели и задачи по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книге, затруднения в пересказе произведений, выразительности речи. Составлен примерный план проекта и список мероприятий. С детьми проводились беседы, проблемные ситуации: «Для чего нужны людям книги?», «Что было бы, если бы не было книг?»; проводилось анкетирование родителей: «Семейное чтение», сбор информации о книгах и детских писателях.
На втором этапе детей познакомили с историей праздника – «Международного дня детской книги» (2 апреля 1943 г.) Было проведено интегрированное занятие : «Путешествие в прошлое. История книги», был создан мини-музей в книжном уголке «История Книги».
На третьем этапе с детьми проводились различные беседы: «Из чего и как делают книгу?», «Как беречь книгу?», «Для чего нужна библиотека?», «Пословицы о книге - народная мудрость, что они означают?», «Книги читать - все знать!». Была организована художественно-творческая деятельность : аппликация «Книжкина больница», рисование: «Моя любимая книга». Каждый день обозначался новой темой, в соответствие с которой организовывалась выставка в книжном уголке. «Мои первые книжки», «Страна сказок», «Мир поэзии» и. т. п.
На заключительном этапе прошли выставки: «Любимые книги моих родителей», Интегрированное занятие с аппликацией «Книжку очень я люблю, ей закладку подарю», «Книга - лучший подарок» (изготовление обложки для книги в стиле скрапбукинг - «книга из вырезок», техника декупаж).
В ходе педагогического процесса использовались различные формы работы с родителями: анкетирование, консультации («Книга в жизни ребенка», «Как привить ребенку вкус к чтению», наглядная информация (памятка «Как приучить дошкольника к чтению», стендовая информация «Читаем вместе с нами», кроссбукинг (обмен прочитанными книгам) «Семейная библиотека, участие родителей в организации выставок в книжном уголке;
По итогам проекта : «Книга - самый лучший подарок» были достигнуты следующие результаты: дети многое узнали о книге, ее истории и создании; познакомились с профессиями, создающими книгу (иллюстратор, редактор, оформитель); дети стали аккуратней относится к книгам, заботиться о них; родители воспитанников получили полезные консультации и рекомендации по воспитанию любви к книге.
Проектная деятельность очень понравилась детям и их родителям. Каждый проект помогает решать определенный круг заранее запланированных задач и обязательно завершается конечным результатом или продуктом, предоставляя педагогу возможность спроецировать выбранную тему на любые образовательные области и провести ее через разные виды детской деятельности.
Потенциал проектной деятельности разнообразен и имеет неограниченные возможности его использования в педагогическом процессе.
По итогам внедрения проектной деятельности в педагогический процесс, с целью повышения интереса у детей к чтению, хочется отметить, что дети стали проводить больше времени в книжном уголке, уделять внимание книгам, обращаться к взрослым с просьбой почитать, у них активизировалась любознательность - стали чаще задавать вопросы, рассуждать и рассказывать истории, принимать активное участие в совместной деятельности и побуждать к ней своих родителей.
Таким образом, проектный метод является успешной технологией вовлечения в совместную деятельность детей и взрослых, где педагог из транслятора готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности, помогая своим воспитанникам освоить универсальные компетенции, которые пригодятся им в будущем.
Внедрение проектной деятельности, как инновационной формы работы, позволило повысить эффективность воспитательной работы педагога с детьми и их родителями, вызывать у них интерес и желание активного участия во всех процессах с целью развития интереса к художественной литературе, формирования культуры чтения и воспитания в дошкольниках будущих читателей.