Лариса Петрунина
Экологизация предметной среды в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами при этом являются:- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
Публикация «Экологизация предметной среды в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- экологически грамотное поведение поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Экологически развитая предметная среда в детском саду должна способствовать: - познавательному развитию ребенка;
-эколого- эстетическому развитию ребенка;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств детей;
- формирование экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности.
Мы хотим поделиться опытом создания эколого - развивающей среды в своем детском саду. С 1993 года в нашем детском саду функционирует зимний сад, который стал излюбленным местом, как для детей, так и для взрослых. Он привлекает своей необычностью: это и обилие экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений (монстера, спатифиллюм, киви, пальма); фонтан, где обитает красноухая черепаха, аквариумы с декоративными породами рыб, террариумы для степных черепах, хомяков, морских свинок. В зимний сад дети, начиная с младшей группы (т. е. с трех летнего возраста) приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. Их встречает «хозяин» зимнего сада - Лесовичок.
Для осуществления различных опытов в зимнем саду имеется опытническая лаборатория, в которой созданы максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Работа организована по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, человек. Здесь представлены муляжи грибов, гербарии растений, лупы, пробирки, различные термометры, магниты, а также пособия для рассматривания полезных ископаемых, проведения опытов с водой, снегом, воздухом.
В опытнической лаборатории сделана тепличка для выращивания зелени и овощей в зимне – весеннее время, которые употребляются в пищу.
В детском саду в группах оформлены уголки природы, в которых есть комнатные растения, правильно подобранные в соответствии с возрастом детей. В младшей группе его расположили так, что растения доступны детям для наблюдения и ухода за ними. В средней группе – это подиум, создающий впечатление каскада зелени. В старших – это целая «стенка» зелени с яркими календарями погоды и природы, всевозможные модели, паспорта растений, дидактические игры, альбомы по временам года со стихами и фиксацией наблюдений, в весеннее время «витаминный огород» на окне.
В коридорах и холлах детского сада присутствует большое количество комнатных растений, где проходят детские тематические выставки и выставки совместной деятельности детей и родителей.
В 2007 году наш детский сад участвовал в соцпроекте «Растения дарят здоровье детям». Все подаренные 60 растений прекрасно адаптировались в детском саду и находятся в музыкальном зале, где они очищают и изонируют воздух, что необходимо для здоровья детей и сотрудников.
Для знакомства с Солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле оформлен «Планетарий».
Обилие растений у нас не только внутри детского сада, но и вокруг него и с их помощью озелена площадь 666752 кв. м. В 2009 году наш детский сад занял первое место в номинации «Лучшее учреждение города».
По территории детского сада проходит экологическая тропа, которая функционирует уже 5 лет. Цель ее развивать эмоциональную среду, помочь выработать навыки экологической безопасности поведения.
На тропе мы постарались разместить следующие точки:
-цветники, которые посажены в виде фигур (солнышко, цветок, бабочка, павлин
-огород, где дети и сотрудники выращивают овощи мы поместили доброе чучело;
-уголок леса, который включает деревья, цветы, грибы, травы, кустарники,
поставили муляжи грибов.
-экзотические растения: туя, грецкий орех, виноград, клематис.
-старый пень с его обитателями;
-редкие исчезающие растения: ландыши, подснежники, рябчик;
-хвойные деревья: сосна, ель, лиственница;
-рябинки, неприхотливые и красивые во все времена года деревья;
-муравейник с его трудолюбивыми жильцами, который мы огородили и поставили запрещяющий знак;
-лекарственные растения, где растут чистотел, мята. Подорожник. Календула и др. Они используются для приготовления фиточаев
-птичий столб, где дети наблюдают за птицами и проявляют заботу о них в любое время;
-искусственный водоем, который мы расположили недалеко от альпийской горки. Здесь мы высадили прибрежные растения, разместили фигурки лягушки, гусей, уточки.
-детская метеостанция с приборами- помощниками;
-сельский дворик с макетами домашних животных;
-конечная станция- Площадка сказок.
Для проведения путешествий по экологической тропе разработана план-карта с зарисовкой объектов. Помощником в путешествиях по нашей тропинке стал сказочный образ «Боровичка». Он «встречает» детей на тропинке, помогая проводить занятия, посылает письма- задания, участвует в театрализованных праздниках. На тропинке размещены различные природоохранные знаки, которые были составлены на занятиях вместе с детьми.
На конечной станции тропы «Площадке сказок» детей встречает Баба-Яга в своем доме на курьих ножках. Здесь дети могут посидеть за столом, отдохнуть, поделиться впечатлениями, заняться изготовлением поделок, послушать сказки. В этом году в детском саду пройдет конкурс «Детский сад моей мечты», он поможет вовлечь родителей и сотрудников в активное эколого-образовательное пространство.
Созданные условия позволяют педагогам вести воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. Благодаря экологизации предметной среды в нашем детском саду дети тесно общаются с природой, познают мир растений и животных. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – воспитывается чувство прекрасного, любовь к природе, рождается желание ее беречь и сохранять. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. В этом случае можно быть спокойными за природу и молодое поколение.