МААМ-картинки

Методические рекомендации «Создание экологически развивающей среды в детском саду»

Ольга Павловна Логунова
Методические рекомендации «Создание экологически развивающей среды в детском саду»

Методические рекомендации Создание экологически развивающей среды в детском саду»

Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Среда, которая окружает ребенка, играет очень большую роль. В ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.

Публикация «Методические рекомендации „Создание экологически развивающей среды в детском саду“» размещена в разделах

А также внутренние условия эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Среда - это окружающие социально- бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Предметно - развивающая среда- это фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, такие, как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т. д.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка,

- предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в более значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

- активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

- ориентироваться на активные методы воздействия на личность. Важным компонентом системы работы является самостоятельная

экологически ориентированная деятельность детей. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе, обусловлена созданием в группе экологически развивающей среды.

Особое внимание хотелось уделить экологическому уголку - это новый предмет экологически развивающей среды для проведения занятий, релаксационных целей, знакомство с литературой, с коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.

Общая направленность технологий эколого- педагогического процесса:

1. организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зелё ной зоне учреждения: познавательной, практической, природоохранной, отобразительной;

2. широкое использование специально подобранной детской литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности.

В результате применения технологии в конце года повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливает с помощью диагностического обследования. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности. Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду :

- соответствие целям и задачам реализуемой программы;

- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т.

п);

- приоритетное направление работы детского сада;

- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;

- ближайшее природное окружение;

- ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);

- связь с социумом.

В структуру экологически развивающей среды в группе входит : уголок природы (экологическое панно «Чудо дерево», панно «Правила поведения в природе», аквариум, опытно-исследовательская лаборатория, уголок занимательной математики (коррекционное панно «Учимся, играя», уголок здоровья.

Работая с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Поэтому мной была поставлена цель: разработать план работы в детской лаборатории и сформулировать задачи: изучить литературу; обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно -исследовательской работе дошкольников; систематизировать научно - методическую базу; разработать «Игры - экспериментирования» и план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.

В группе была создана детская лаборатория и разработан план работы в ней. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали участие в обогащении предметно - развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Организуя работу с родителями по этому направлению, использую разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, познавательной игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы.

Разработаны рекомендации для родителей по познавательному развитию

детей, оформленные в виде буклетов: «Растите детей любознательными»,

«Как отвечать на детские вопросы, методичек, папок-передвижек.

Проводимые консультации для родителей дают возможность не только

слушать лекции воспитателя, но и изучать предлагаемую литературу по

проблеме, участвовать в обсуждении. В ходе индивидуальных консультаций

использую анкетирование родителей: «Мой ребенок»,

Развитие познавательного интереса к миру природы происходит:

- в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности : «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др.

с непосредственным участием родителей;

- совместное озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад»;

- создание на территории детского сада «Альпийской горки» с помощью родителей;

- привлекаю родителей к участию в тематических выставках поделок из природного материала «Дары Осени», «Фантазии матушки Зимы» и др. ;

- рисунков о природе, выполненных совместно родителями с детьми «Мой любимый зеленый уголок». Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье провожу анкетирование родителей «Экологическое образование в семье». Результаты анкетирования анализируются и обсуждаются на родительских собраниях, после чего ведется дальнейшая работа с родителями и детьми.

Я заметила, что такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание перемен сверху, но и ощущение необходимости собственных изменений. Поэтому ранее устойчивые и зарекомендовавшие себя традиционные технологии в сегодняшней ситуации не всегда эффективны или даже совсем неприемлемы.

Знания, умения, творческие находки направлены на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.

Публикации по теме:

Предметно развивающая среда в ДОУПредметно развивающая среда в ДОУ Развитие детей зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и от того в каком окружении находятся дети.

Экскурсия по группеЭкскурсия по группе При формировании предметно – развивающей среды группы в детском саду педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Создание экологически развивающей среды в детском саду»
Опубликовано: 18 октября 2014 в 19:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД