Ольга Павловна Логунова
Методические рекомендации «Создание экологически развивающей среды в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации :«Создание экологически развивающей среды в детском саду»
Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Среда, которая окружает ребенка, играет очень большую роль. В ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.
Публикация «Методические рекомендации „Создание экологически развивающей среды в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А также внутренние условия эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
Среда - это окружающие социально- бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Предметно - развивающая среда- это фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, такие, как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т. д.
Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка,
- предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в более значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
- ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
- активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
- ориентироваться на активные методы воздействия на личность. Важным компонентом системы работы является самостоятельная
экологически ориентированная деятельность детей. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе, обусловлена созданием в группе экологически развивающей среды.
Особое внимание хотелось уделить экологическому уголку - это новый предмет экологически развивающей среды для проведения занятий, релаксационных целей, знакомство с литературой, с коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
Общая направленность технологий эколого- педагогического процесса:
1. организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зелё ной зоне учреждения: познавательной, практической, природоохранной, отобразительной;
2. широкое использование специально подобранной детской литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности.
В результате применения технологии в конце года повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливает с помощью диагностического обследования. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности. Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду :
- соответствие целям и задачам реализуемой программы;
- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т.
п);
- приоритетное направление работы детского сада;
- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;
- ближайшее природное окружение;
- ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);
- связь с социумом.
В структуру экологически развивающей среды в группе входит : уголок природы (экологическое панно «Чудо дерево», панно «Правила поведения в природе», аквариум, опытно-исследовательская лаборатория, уголок занимательной математики (коррекционное панно «Учимся, играя», уголок здоровья.
Работая с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Поэтому мной была поставлена цель: разработать план работы в детской лаборатории и сформулировать задачи: изучить литературу; обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно -исследовательской работе дошкольников; систематизировать научно - методическую базу; разработать «Игры - экспериментирования» и план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.
В группе была создана детская лаборатория и разработан план работы в ней. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали участие в обогащении предметно - развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.
Организуя работу с родителями по этому направлению, использую разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, познавательной игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы.
Разработаны рекомендации для родителей по познавательному развитию
детей, оформленные в виде буклетов: «Растите детей любознательными»,
«Как отвечать на детские вопросы?», методичек, папок-передвижек.
Проводимые консультации для родителей дают возможность не только
слушать лекции воспитателя, но и изучать предлагаемую литературу по
проблеме, участвовать в обсуждении. В ходе индивидуальных консультаций
использую анкетирование родителей: «Мой ребенок»,
Развитие познавательного интереса к миру природы происходит:
- в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности : «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др.
с непосредственным участием родителей;
- совместное озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад»;
- создание на территории детского сада «Альпийской горки» с помощью родителей;
- привлекаю родителей к участию в тематических выставках поделок из природного материала «Дары Осени», «Фантазии матушки Зимы» и др. ;
- рисунков о природе, выполненных совместно родителями с детьми «Мой любимый зеленый уголок». Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье провожу анкетирование родителей «Экологическое образование в семье». Результаты анкетирования анализируются и обсуждаются на родительских собраниях, после чего ведется дальнейшая работа с родителями и детьми.
Я заметила, что такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание перемен сверху, но и ощущение необходимости собственных изменений. Поэтому ранее устойчивые и зарекомендовавшие себя традиционные технологии в сегодняшней ситуации не всегда эффективны или даже совсем неприемлемы.
Знания, умения, творческие находки направлены на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.