Екатерина Пинюгина
Тема занятия по развитию лексико — грамматических категорий: Звери и их детёныши
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Звери и их детёныши.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о диких и домашних животных, развивать лексико – грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением, согласование существительных с прилагательными, образование сущест. ,обозначающих детёнышей животных, образование притяж. прил., образование сложных прилагательных, подбор родственных слов, развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением диких и домашних животных.
Публикация «Тема занятия по развитию лексико — грамматических категорий: Звери и их детёныши» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Ход деятельности:
I. Орг. момент.
- Отгадайте загадки.
Отварилась тихо дверь Лежала между ёлками
И вошёл усатый зверь, Подушечка с иголками
Сел у печки, хмурясь сладко, Тихонечко лежала
И умылся серой лапкой. (Кот) Потом вдруг убежала. (Ёж)
Все следы находит точно. Он в берлоге спит зимой
Охраняет склады ночью. Под большущею сосной.
Уши чуткие и нос – А когда придёт весна,
Это друг наш, верный… (пёс.) Просыпается от сна. (Медведь)
Молоко даёт нам кто – то, Комочек пуха,
Детям пить его охота. Длинное ухо,
Чтобы были все здоровы, Прыгает ловко
Молоко дают ….(коровы.) Любит морковку. (Заяц)
Бежит заморашка Хвост пушистый
В щетинистой рубашке. Мех ворсистый
Хвост крючком, В лесу живёт,
Нос пяточком. (Свинья) В деревне кур крадёт. (Лиса)
Бегут по дорожке По веткам скачет, да не птица,
Борода да рожки. (Коза) Рыжая, да не лисица. (Белка)
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Чем дикие животные отличаются от домашних?
- Какие части тела есть у животных? (лапы, хвосты, уши, глаза, нос, зубы, шерсть, когти….)
2. Закрепление материала
а) Д\и «Назови ласково»
корова – лиса -
лошадь – белка -
собака – волк -
кошка – заяц -
коза – ёж -
овца - барсук –
кабан - медведь - медведушка
б) Д\и «У кого кто?»
у кошки – котёнок - котята у лисы - у лося -
у собаки – у зайца - у оленя -
у коровы – у белки - у рыси-
у лошади – у барсука -
у свиньи – у лося -
у козы – у ежа -
у овцы – у медведя -
у кролика - у кабана -
в) Д\и «Помоги детёнышам найти свою маму»
- У каждого из вас картинка с изображением детёныша животных. Вы должны назвать маму своего детёныша.
Например: Это лисёнок. У него мама лисица;
Волчонок – волчица;
Медвежонок – медведица;
Ежонок – ежиха;
Зайчонок – зайчиха;
Ягнёнок – овца;
Телёнок – корова;
Поросёнок – свинья.
Лосёнок – лосиха.
Бельчонок – белка.
Крольчонок – крольчиха.
г) Д\и «Кто где спит?»
- Послушайте стихотворение «Кто где живёт?»
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая – в норе,
Жучка – в тёплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ёжик спит в сухой траве.
- Долго звери играли, веселились на поляне, но вот пришла пора спать.
- Каждый зверь пошёл спать в свой домик.
Собака живёт в конуре, будке.
Лошадь живёт в ….(конюшне).
Медведь живёт в….(берлоге).
Волк живёт в….(логове).
Овца, коза живут в (хлеву).
Корова живёт в (коровнике).
Свинья живёт в….(свинарнике).
Лиса живёт в (норе).
Белка живёт в ….(дупле).
Заяц живет под (кустом).
Физкультминутка (координация речи с движением)
Зайки белые сидят и ушами шевелят, Дети приседают, держа ладони у головы.
Вот так, вот так,- и ушами шевелят. Имитируют шевеление ушками.
Зайкам холодно сидеть, Дети встают и потирают
Надо лапки им погреть. кисти рук – «греют» лапки.
Зайкам холодно стоять, Дети прыгают на месте,
надо зайкам поскакать. держа руки на поясе.
Вот так, вот так, - надо
Зайкам поскакать.
д) Д\и «Чья, чьё, чьи?»
У лисы хвост – лисий, уши – лисьи, морда – лисья:
Аналогично разбираются слова: заяц, волк, медведь, белка, корова, кошка, лошадь, собака.
г) Д\и «Назови правильно»
у коровы длинный хвост – длиннохвостая корова;
у свиньи короткие ноги –
у кролика, у зайца длинные уши –
у овцы мягкая шерсть –
у медведя толстые лапы –
у лисы острые уши –
у белки короткие усы –
д) Д\и «Подбери признак»
Медведь (какой) огромный, сильный, косолапый, бурый, неуклюжий….
Белка (какая) быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая….
Лиса (какая) хитрая, быстрая, рыжая, ловкая…
Заяц (какой) быстрый, трусливый, серый, белый, длинноухий…
Кошка (какая) бесшумная, ласковая, мягкая, пушистая, чёрная, белая, рыжая….
е) Д\и «Слова - друзья»
- Подберите родственные слова (слова – друзья) к слову
Медведь – медведица, медвежонок, медвежата, медвежий, медведушка
ё) Д\и «Чёй силуэт?»
- По силуэту угадать животного?
III. Итог:
- О ком мы сегодня говорили?
- Какие задания вам понравились?
- Чем дикие животные отличаются от домашних?
Отметить активность детей.