Cизова Ольга Вадимовна
Конспект занятия «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина»
Творчество Е. А. Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят.
Е. А. Чарушин родился 11 ноября 1901 года в Вятке. Отец, Иван Аполлонович, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хороший музыкант, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Шести лет мальчика отдали в Коммерческое училище, а затем из-за неуемного, озорного характера родители вынуждены были перевести сына в гимназию. Там он и познакомился с Юрием Васнецовым в последствии ставшим его другом на всю жизнь. Их связывали Вятка, любовь к искусству, охотничьи страсти и общие увлечения.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е, И, Чарушина“» размещена в разделах
Маленький Женя в прямом смысле вырос среди зверья. Наиболее памятные моменты из детства он называет те, которые связаны с животными. Именно тогда и зародились в Е. А. Чарушине две страсти-наблюдать животных и зарисовывать их. Тогда же укрепилось главное бережное-нежное отношение к животным, обернувшееся в будущем творчестве особенной, чарушенской трогательностью и привлекательностью. Дети и животные всю жизнь были в центре внимания художника. Циклы иллюстраций к семидесяти книгам, из них тридцать к собственным рассказам, созданы за три десятилетия активного творчества. Несколько поколений пап и мам выросли по книгам Чарушина. Знаменитые «Детки в клетке» С. Маршака и Е. А. Чарушина навсегда сделали их друзьями и тигренка, и полосатых лошадок, и длинношеего жирафа. Образы медведя, волка, рыси, оленя и других многочисленных обитателей лесов вошли в сознание такими, какими их увидел и нарисовал художник.
Е. А. Чарушин не превзойден в умении подчеркнуть отличительный признак животного, словом и рисунком создать колоритный образ. В зрелых произведениях большого мастера (первая его книжка выпущена в, 1927г) чувствуется уверенное владение рисунком, формой. По его словам, он не любил академическое рисование. Е. А. Чарушина не устраивала в нем излишняя логичность, принцип «так должно быть». Он любил форму живую, непосредственно увиденную, предпочитал следовать натурной правде, подчас острохарактерной. Иллюстрации соответствуют по духу тексту. Они, как и изложение чуть-чуть шутливы; животные веселы, часто резвятся, находятся в хорошем расположении духа. Чарушин энергичен, последователен в своем воздействии на юного читателя. Его книги лишены надоедливой назидательности и как раз поэтому по настоящему поучительны. Нельзя не сказать о его позднем творчестве. После войны как никогда стало ясно, какое это нужное явление –Чарушин. Единственный в своем роде писатель анималист для самых маленьких, он соединил в себе дар литератора и художника. На деле показал, что быть художником книги не значит ограничивать свои творческие возможности, замыкаться в рамках белого поля книжной страницы. Занялся монументальным искусством, исполнив настенные росписи для здания детского сада в родном Кирове. На рубеже 40-50х годов новая сфера интересов анималистическая скульптура из фарфора. Появились статуэтки «Куличка» «Олененок», «Кролик». И конечно он не оставлял иллюстрирование книжек. Мастер не пользовался еще так свободно цветом, не варьировал желтые, охристые, красные тона. Не даром признавался в одном из писем, что вовсе не отрицает живопись в детской иллюстрации в 60х годах, как последнее «прощай» появился цикл рисунков к книжке «Тюпа», «Томка и сорока», изданной уже после смерти автора…
Почему его искусство так современно сегодня? Не потому ли, что выражает добросердечие, сострадание к нашим братьям меньшим? Охрана природы стала одной из важнейших проблем нашего времени. Кажется, нет уже ни одного серьезного писателя, ученого, не поставившего этот вопрос. Защита природы… От кого? Оказывается от властелина всего живого- человека. От самих себя приходится защищать то, что дано изначально леса и реки, животный мир, даже воздух. Речь идет о новой этике, понятие добра и зла в отношении природы. Но ее не может быть без экологической азбуки. А всякая азбука начинается с азов и входит в сознание в самые первые годы жизни человека. И первыми проводниками подобных знаний, представлений служат издания, увиденные и прочитанные в детстве. Книжкам Евгения Чарушина еще долго предстоит быть среди них. Он хотел, чтобы, глядя на его картинки, читая его книги, дети полюбили бы этот прекрасный мир.
Примерное планирование
А помочь им войти в этот чудесный мир должны мы воспитатели.
К знакомству с творчеством Е. И. Чарушина нужно приступать еще в I младшей группе в течении года знакомство с рассказами Е. А. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Собака», а затем с иллюстрациями к ним. Повторно эти рисунки показываем детям, беседуя о домашних животных.
В II мл. группе знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина продолжается. После чтения рассказов «Ёж», «Утка с утятами», «Волчишко», беседа по их содержанию, во второй части занятия рассмотреть иллюстрации. Цель таких занятий- учить детей всматриваться в иллюстрации, вызывать у них отзывчивость. Рассматривая иллюстрацию к рассказу «Волчонок», нужно предложить детям ответить «Почему вам нравиться волчонок?» Затем попросить поподробнее рассказать, как художник нарисовал волчонка. Небольшая беседа вызывает добрые чувства в детях: чуткость, желание позаботиться о слабых.
В средней группе знакомят детей с иллюстрациями Е. И. Чарушина, обращая их внимание на то, как художник передает состояние своих героев. Можно провести интересное занятие на тему «Зайцы на поляне». У каждого ребенка своя «поляна» (лист бумаги, на которой он рисует зайца. Перед этим можно рассмотреть иллюстрации других художников, на которых изображены зайчата в движении. Можно предложить детям рассказать о том зайчике, который больше всего понравился, а затем нарисовать его на «поляне».
Конспект занятия по рисованию на тему: «Птичий двор».
(Пятый год жизни)
Цель занятия: Продолжать учить детей рисовать цыплят, передовая их характерные особенности. Познакомить детей с иллюстрациями Е. И. Чарушина.
Материал: Бумага, кисти, краски (гуашь).
Предварительная работа : Чтение рассказов «На нашем дворе», «Как Томка не показался глупым». Рассматривание иллюстраций с изображением курицы.
Ход занятия : Воспитатель приглашает детей пройти с ним в игровой уголок, и рассказывает о том, что: «Игрушки никогда не видели настоящего птичьего двора (кур, цыплят). Каждой мышке, зайчику, кукле очень бы хотелось иметь своего цыпленка или курочку, но так как игрушки сами не настоящие, то и о цыплятах они мечтают не о, настоящих, а игрушечных, нарисованных на бумаге». Затем детям предлагается нарисовать цыплят и курочек. Дети в игровом уголке выбирают себе игрушки, те которые нравятся. Затем рассматривается иллюстрация Чарушина курица с цыплятами. Обращается внимание, на то, как художник изображает курицу (туловище, хвост, голову, перышки). Уточняет, что на хвосте у курицы перья расположены в ряд, а на крыльях, будто сплошные кисти. Подчеркивает, что у курицы много цыплят и все они разные. В конце занятия игрушки благодарят детей за нарисованных ими птиц. Можно предложить поиграть в игровом уголке всем вместе.
После занятия дети в свободное время вырезали птичек и наклеивали на картон (они могут послужить для сюжетно ролевой игры).
Конспект занятия по лепке «Зоопарк»
(6-й год жизни)
Цель занятия: Учить детей лепить знакомых животных. Продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина.
Материал: Пластилин, стеки, дощечки.
Предварительная работа: Чтение рассказа, рассматривание иллюстраций Е. А. Чарушина, скульптуры малых форм, изображающих зверей. Накануне занятия предлагается детям побывать в зоопарке. Воспитатель рассказывает: «Дети, вы помните, что художник Е. Чарушин любил рисовать животных, и особенно детенышей?» Вот и получается, что рисовал художник маленьких зверят для маленьких ребят. Затем дети рассматривают страницу со стихотворением «Детский дом». При рассматривании иллюстраций воспитатель обращает внимание на, то что зверята совсем маленькие, неуклюжие, беспомощные, и спрашивает детей как художник смог передать это?
Ход занятия: Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Детский дом»
Весною в нынешнем году
В зоологическом саду
Родился лев, барсук и рысь
И медвежата родились.
Для них устроен детский дом
С зеленым лугом и прудом.
Они играют и лежат.
Козел бодает медвежат.
А лев и волк несутся вскачь
И разноцветный гонят мяч.
После чтения стихотворения воспитатель спрашивает у детей, где живут зверята, и предлагает создать в группе свой игрушечный зоопарк. Вместе нужно выяснить, кто кого будет лепить и уточняют приемы работы. Воспитатель напоминает детям: для того чтобы фигурки зверей были занимательными нужно выбрать удачную позу животного, передать какую-нибудь интересную деталь.
Тема: «Знакомство с творчеством художника – иллюстратора
Е. И. Чарушина»
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; формировать у детей умение всматриваться в иллюстрации, замечать, выразительные средства (движение, фактуру шерстку, выражение глаз и др., рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных.
Материал: портрет Е. И. Чарушина, книги и иллюстрации к рассказам «Медвежата», «Воробьишко» (на каждого ребенка, эстампы «Медвежонок», «Лисенок», «Орленок» (у воспитателя) .
Предварительная работа: чтение книг и рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина.
Ход занятия: воспитатель предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями Е. И. Чарушина и назвать автора. Показывает портрет художника и немного рассказывает о нем.
Рассказ воспитателя…
В доме Е. И. Чарушина всегда были животные: собаки, кошки, птицы.
Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок… Родные Евгения, знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Евгений Иванович мог часами наблюдать, как его питомцы устраивали гнезда, выводили птенцов. Он начал зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных. Так и появилось у мальчика другое сильное увлечение - рисование.
Воспитатель объясняет детям, что рисунки Е. И. Чарушина ни с чьими другими сравнить нельзя.
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации из книги Е. И. Чарушина «Медвежата». Вначале показывает медвежат, которые изображены на обложке, и рассказывает, что ему очень понравились эти медвежата. Художник нарисовал их так, что мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки и толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки. Про другого медвежонка воспитатель предлагает рассказать детям. Можно спросить детей о том, как художник показал, что медвежата главные на этой картине (художник нарисовал медвежат крупно, во весь лист).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть еще одну иллюстрацию из этой книги, на которой изображены медвежата, разбирающие трубу на крыше. Обращает внимание на игру медвежат. Один из них отрывает кирпичи, спускает их по крыше и с наслаждением вслушивается в шум. Другой так старается, что даже язык высунул.
Затем воспитатель зачитывает детям отрывки из книги «Медвежата».
Далее дети рассматривают картину «Лисенок», отвечают на вопросы:
Нравиться ли этот лисенок? Почему?
Как чувствует себя лисенок в лесу?
Как нам об этом рассказывает художник?
Каким нарисовал художник лисенка?
Можно обратить внимание детей на изображение елочек и предложить им подумать, зачем художник нарисовал её, ведь он не любил рисовать посторонние предметы. Если дети затрудняются отвечать, воспитатель сам рассказывает, что с помощью елочки художник подчеркивает, что лисенку в лесу неуютно и страшно.
Следующая картина, которую рассматривают дети, называется «Олененок». Детям называют героя картины, рассказывают, как художник нарисовал олененка.
Дети видят, что олененок совсем маленький, беспомощный и слабый. Он с трудом стоит на ногах. У детей появляется желание помочь малышу.
Вывод: художник – иллюстратор Е. И. Чарушин очень любил животных и заботился о них. Он мечтал о том, что бы дети тоже любили и заботились о животных.