Елена Курлович
Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С. М. Майкапара для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С. М. Майкапара.
Задачи: 1. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.
2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Оформление зала:
Публикация «Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С, М, Майкапара для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Портрет С. М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.
Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар. (Показ портрета. Рисунок1.) Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.
Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок2. Рисунок3.) тал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.
Игра «Бирюльки» в современном варианте
Музыкальный руководитель:
Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок» (Исполнение)
Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.
Оркестровка пьесы «Пастушок»
Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете. (Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.
Слушание пьесы «Весною»
А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?
Чтение стихотворения о весне
Музыкальный руководитель:
Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей) Попробуйте отгадать эту загадку:
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём! (Роса, росинки)
У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.
Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С. Майкапара «Росинки»
Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.
Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»
Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.
Слушание пьесы «Семимильные сапоги»
Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.
Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей)
Сегодня, ребята, в нашей музыкальной гостиной мы прикоснулись к музыкальному наследию композитора С. М. Майкапара. Для вас звучали пьесы из детского фортепианного цикла «Бирюльки». Это и озорной «Пастушок» (Рисунок4. Рисунок5.)
и «Семимильные сапоги» (Рисунок9. Рисунок10.)
и «Музыкальная шкатулочка», и пьеса «Весною» (Рисунок6. Рисунок7.)
и маленькая «Сказочка» (Рисунок11.)
и «Росинки» (Рисунок8.)
И я предлагаю вам пройти в нашу художественную студию «Радуга», и то, что вам больше всего запомнилось, понравилось выразите в своих рисунках. Желаю вам творческого подъёма и вдохновения!