Папки-передвижки

Тематический план и программа факультатива «Гармония»

Дарья
Тематический план и программа факультатива «Гармония»

Тематический план и программа факультатива

«Гармония»

На базе специальной (коррекционной) школы

п/п Тема Количество часов

Всего часов Теория Практика

1 Введение. Вводное занятие 1 1 -

2 Тема № 1 «Бумажная страна» 3 1 2

3 Тема № 2 «Чудесные превращения» 4 1 3

4 Тема № 3 «Мукосолье» 4 1 3

5 Тема № 4 «Предновогодние хлопоты» 3 1 2

6 Тема № 5 «Глиняная игрушка» 10 1 9

Публикация «Тематический план и программа факультатива „Гармония“» размещена в разделах

7 Тема № 6 «Обережная кукла» 10 1 9

8 Тема № 7 «Рисуем на ткани» 4 1 3

9 Мероприятия, выставки 1 - 1

Итого: 40 8 32

Рассмотрено:

На заседании МК

Преподаватель Пешкова Д. А.

Где-то в самом сокровенном уголке сердца

у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад,

и чтобы сердце отозвалось на моё слово,

нужно настроиться самому на тон этой струны.

(Сухомлинский В. А.)

Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребёнка, ребёнок может найти себя в рисовании, театрализованной деятельности и при этом может быть снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. «Никакое большое дело не делается без большого чувства» (Б. Спиноза, и в этой связи, ценность художественного воспитания не в том, что оно создаёт знания или формирует навыки, а в том, что оно создаёт фон жизнедеятельности, расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребёнка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьёзный лад».

Художественно – эстетический цикл программы предусматривает соединение разных видов художественной деятельности: изобразительное искусство (нетрадиционные методы - рисование, музыки, литературы, театрализованной деятельности

Основное правило программы – ребё нок должен знать: всё, что он делает, имеет смысл – его действия нужны кому – то!

В учреждении в условиях групповых помещений и переукомплектованности их детьми у педагогов не всегда есть возможность уделить достаточное внимание детям с проблемами познавательного и эмоционального развития. Такие дети нуждаются в тишине, снижении уровня психоэмоционального напряжения и создания положительного эмоционального состояния, стабилизации психических процессов, на основе которых познавательная деятельность становится значительно эффективнее, воздействие на весь организм ребёнка и его психическое развитие полисенсорное.

Программа факультатива «Гармония» предусматривает соединение разных видов деятельности: познавательной, эмоциональной и коррекционно – игровой, раскрывает задачи, основные темы и содержание работы, методическое обеспечение.

Цель факультатива : укрепление физического и психического здоровья детей.

При реализации программы, предназначенной для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих различные трудности в развитии и поведении, определён обязательный минимум к социально – личностному развитию, познавательно – речевому, физическому, художественно – эстетическому, в связи с чем ставится ряд ниже следующих задач.

Задачи факультатива :

* активизация, тонизирование, стимулирование и восстановление различных функций центральной нервной системы, речевой потологии с помощью созданной мультисенсорной среды (психокоррекция, саморегуляция нервной системы);

* стимулирование ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

* развитие двигательных функций (общая и мелкая моторика, двигательные нарушения);

* снятие эмоционального напряжения;

* развитие адекватного выражения чувств, состояния релаксации и душевного равновесия;

* создание эмоционального фона;

* повышение уверенности в себе и формирование положительной самооценки;

* формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Педагогическая деятельность осуществляется в следующих направлениях: физическому, социально – личностному, познавательно –речевому, художественно – эстетическому.

Новизна данной программы состоит в сочетании традиционных методов групповой психо - коррекционной работы и инновационных технологий сенсорной комнаты, которые обеспечивают более глубокое и успешное решение проблем детей.

Программа содержит конкретные методические приёмы для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

Группа формируется из детей разных возрастов, которые, испытывают трудности в усвоении знаний, низкой работоспособности, недостаточного самоконтроля, импульсивности и гиперактивности, повышенной отвлекаемости. Количественный состав 3-5 человек. Группа гетерогенна по половому признаку (девочки, мальчики). Программа факультатива рассчитана на 1 учебный год.

Ожидаемые результаты:

1. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения у детей;

2. Укрепление физического и психологического здоровьяучащихся;

3. Повышение у детей самооценки, уверенности в себе.

4. Сокращение периода адаптации детей при поступлении в ПТУ.

5. Снижение заболеваемости детей.

6. Активизация иммунной системы организма ребёнка.

7. Формирование постоянного положительного эмоционального фона детей.

8. Коррекция речи, игровой деятельности, поведения детей.

Содержание программы.

I. Программа «Гармония»

I. Программа воспитания и обучения средствами факультатива «Гармония»

В программе представлен перечень оборудования и его функциональные блоки, виды и формы работы, прилагается перспективное планирование, предусматривается приложение с перспективными планами, конспектами занятий, занимательными коррекционными играми и упражнениями, занимательными символами и другим методическим и дидактическим обеспечением.

Рассчитана коррекционно – развивающая программа на 1 учебный год. Факультатив проводиться в группах №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, по 4 часа в неделю в каждой. В год 40 часов в каждой группе.

Назначение программы – способствовать формированию физически и

психологически здоровой личности, свободной, творческой, обладающей

чувством собственного достоинства и уважения к людям.

Актуальность.

Актуальность настоящей разработанной программы и ее внедрение в образовательный процесс вызвана необходимостью комплексной тренировки психофизиологических и интеллектуальных функций и формированию важнейших предпосылок к развитию личности, к учебной деятельности детей, а также потребностью предупреждения эмоциональных расстройств, сохранение психического здоровья, вырабатыванию положительных черт характера, овладению понятиями основных эмоций.

Соблюдение принципа интерактивности необходимо с точки зрения современного подхода к обучению ребёнка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания, умения и навыки.

Основная цель программы : укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование эмоциональной саморегуляции поведения детей (учить ребёнка справляться с жизненными трудностями, осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их восприятием).

Преимущества объединения психологических, оздоровительных и коррекционных методик с условиями сенсорной комнаты можно определить тем, что сенсорная комната своей изолированностью, необычностью обстановки, создаёт соответствующий настрой релаксации.

Создание инновационной предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает более эффективное усвоение программы.

Основные методы, методики, техники:

1. имитационные и ролевые игры,

2. игровые упражнения, дыхательные упражнения,

3. этюды,

4. элементы групповой дискуссии,

5. беседа,

6. нетрадиционные методы рисования.

Методические техники: арттерапия, техники саморегуляции, направленное воображение, сказкотерапия, цвето – светотерапия, звукотерапия, музыко-терапия, ароматерапия, релаксация, психогимнастика.

Основной принцип программы

Образовательная деятельность проводится в комнате отдыха, строится в доступной и интересной для детей форме. В содержании образовательной деятельности всегда используются:

- Психогимнастика:

- Игры на логическое мышление;

- Игры на развитие слуховой памяти;

-Рассматривание картин, фотографий;

- Элементы логоритмики;

- Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев и рук;

- Загадки, ребусы;

- Изготовление поделок согласно тематическому планированию;

- Проблемные ситуации.

Результаты освоения программы детьми :

- владеет произвольным вниманием, контролирует собственную активность;

- развиты навыки адекватного выражения чувств;

- повышение уверенности в себе;

- выработаны положительные черты характера, доброжелательное отношение

к окружающим;

- привиты элементарные правила взаимопонимания со взрослыми, сверстниками;

- владеет понятиями основных эмоций;

- сформированы навыки саморегуляции и положительной самооценки.

Этапы реализации:

1. Подготовительный – выявление детей, нуждающихся в психологической разгрузке.

2. Основной – реализация коррекционно - развивающей деятельности по программе, включающей различные формы образовательной деятельности.

3. Заключительный – диагностика результативности коррекционной деятельности.

Условия реализации программы

Для полноценной реализации образовательной программы необходимо выполнение ряда необходимых условий:

- предполагается создание соответствующей развивающей социально- педагогической среды (сенсорная комната, условий, в которых протекает вся жизнь ПТУ и которые оптимально способствуют развитию участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

- социально-педагогическая среда факультатива должна обеспечить ребенку психологическую защищенность, эмоциональный комфорт, формирование представления «семья - дом», способствовать удовлетворению запросов.

Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов.

В Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной Федеральным коордиционным советом по общему образованию Министерства образования РФ, целевые ориентиры ступени образования, достижение которых позволяет говорить о полученных результатах, их практической ценности, представлены в виде портрета ребёнка, выходящего во взрослую жизнь. В соответствии с этим показателями реализации практической цели данной программы и инновационной деятельности нашего учреждения являются для нас следующие способности, качества, умения и навыки выпускников училища, которые демонстрируются при переходе в свободное образовательное пространство училища:

- свободно представляет свою индивидуальность, демонстрируя веру в свои силы, позитивное отношение и доверие к себе;

- умеет ставить перед собой посильные задачи, сосредотачиваться на них и решать, самостоятельно выбирая способы решения;

- умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми, доверять им;

- распознаёт свои и чужие эмоциональные состояния и переживания, может выражать и различать свои эмоции, способен сопереживать эмоциям другого;

- проявляет любознательность, интерес к окружающему миру и его исследованию, к наблюдению и называнию своими собственными именами наблюдаемые предметы и явления;

- способен задавать вопросы и экспериментировать;

- при выражении себя и решении задач пользуется различными и способами средствами разных средств: познавательно –интеллектуальной, двигательно-телесной, образно – художественной, музыкальной;

- способен замечать и предъявлять свои потребности, в данный конкретный момент;

- способен при необходимости обратиться за помощью.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители, так и ребенка:

Метод игрового моделирования поведения.

Методы телесно-ориентированной терапии.

Релаксационные методы.

Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).

Метод сказкотерапии в книгах автора Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Модификация эмоционально-символического метода, предложенная Дж. Аланом.

Метод визуализации (автор Аки Нуроси).

Технология использования в обучении игровых методов.

Психогимнастика (автор М. И. Чистякова).

Пальчиковая гимнастика (автор Е. Косинова, М. Лопухина).

Технология обучения в сотрудничестве.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

п/п Тема Количество часов

Всего часов Теория Практика

1 Введение. Вводное занятие 1 1 -

2 Тема № 1 «Бумажная страна» 3 1 2

3 Тема № 2 «Чудесные превращения» 4 1 3

4 Тема № 3 «Мукосолье» 4 1 3

5 Тема № 4 «Предновогодние хлопоты» 3 1 2

6 Тема № 5 «Глиняная игрушка» 10 1 9

7 Тема № 6 «Обережная кукла» 10 1 9

8 Тема № 7 «Рисуем на ткани» 4 1 3

9 Мероприятия, выставки 1 - 1

Итого: 40 8 32

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА

Введение. Вводное занятие.

Беседа. Знакомство с расписанием работы факультатива. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы.

Тема 1.

«Бумажная страна» (3 часа)

Беседа о бумаге (ее виды, свойства, структура). Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Забавные самоделки в технике «Вытыканка». Игрушки-сувениры из бумаги. Искусство оригами. Цветы и деревья из бумаги. Искусство квилинга.

Тема 2.

«Чудесные превращения» (4 часа)

Беседа о бросовом материале. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Аппликации, картины, панно из подручных и бросовых материалов. Изготовление кормушки для птиц из пластиковых бутылок. Декор бутылки в технике «декупаж» и «роспись по стеклу». Композиции в стеклянных бутылках. Оклеивание рамки для фото пуговицами, ракушками, крупами.

Тема 3.

«Мукосолье» (4 часа)

Вводное занятие по лепке из соленого теста. Инструктаж по технике безопасности. Приготовление соленого теста. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Изготовление домовенка, цветов и животных из соленого теста.

Тема 4.

«Предновогодние хлопоты» (3 часа)

Беседа о предстоящем празднике «Новый год», о работе с гипсом (его свойства, применение). Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для работы с гипсом. Изготовление гипсовых фигурок – символ года «Огненная обезьяна». Изготовление елочных украшений из подручных материалов.

Тема 5.

«Глиняная игрушка» (10 часов)

Беседа о глиняных игрушках, история и символика глиняной игрушки, порядок изготовления и роспись. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для работы с глиной и глиняными фигурами. Роспись игрушки «Барышня». Роспись игрушки «Девушка». Лепка совместной многофигурной композиции по мотивам крестьянской жизни.

Тема 6.

«Обережная кукла» (10 часов)

Беседа: «Знакомство с обережными куклами, русские обережные куклы, народные верования и традиции связанные с обережными куклами». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для работы с тканью, нитками, тесьмой. Изготовление куклы «Ангел – хранитель». Изготовление куклы «Колокольчик». Изготовление куклы «Капустка». Изготовление куклы «Веснянка».

Тема 7.

«Рисуем на ткани» (4 часа)

Беседа: «Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения краски на ткань». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для рисования на ткани. Коллективная работа: изготовление картины «Город», изготовление картины «Лето – красное». Декор старой футболки : «Разрисуй футболку к лету».

Мероприятия, выставки.

«Наши работы» (1 час)

Выставка детских работ за год, награждение детей дипломами за трудолюбие и усидчивость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анна Зайцева «Искусство квилинга» - М., 2012 г.

2. Проснякова Т. Н. «Цветы», «Деревья» - М., 2007 г.

3. Виктория Сейш «Поделки из коробок» - М., 2006 г.

4. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» - М., 2012г.

5. Ирина Жукова «Забавные самоделки в технике модульного оригами» - М., 2013 г.

6. Вера Хоменко, Галина Никитюк «Аппликации, картины, панно из природных материалов» - Х. ,Б., 2010 г.

7. Дубровская Н. В. «Аппликация из семян и косточек» - М., 2007 г.

8. Перевертень Г. И. «Сказка из листьев и лепестков» - М., 2007 г.

9. Перевертень Г. И. «Мозаика из круп и семян» - М., 2007 г.

10. Гришина Н. И. и др. «Поделки из природных материалов» - М., 2011 г.

11. Татьянина Т. И. «Бисер, забавные животные» - С-П., 2011г.

12. Ликсо Н. Л. «Бисер» - М., 2011г.

13. Виктория Сейш «Поделки из шариков» - М., 2006 г.

14.. Гришина Н. И. и др. «Поделки из ткани» - М., 2010г.

15. Колосова А. «Готовим «Репку» - М., 2007г.

16. Зайцева А. «Вышивка ленточками» - М., 2012г.

17. Зайцева А. «Лоскутное шитьё» - М., 2012г.

18. Виктория Сейш «Поделки из макарон» - М., 2006 г.

19. Бахметьев А., Т. Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

20. Вноградова Е. “Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

21. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998Г.

22. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

23. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

24. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

25. Гусева Н. Н. “365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

26. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

27. Еременко Т., Л. Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

28. Канурская Т. А., Л. А. Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

29. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

30. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М. : Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –( Внимание: дети).

31. Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.

32. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

33. Нагибина М. И. “Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

34. Петрунькина А. “Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.

В работе используются материалы из журналов, с интернет-сайтов.

Приложение 1

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10: учебно-тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 11: учебно-тематический план на февраль Февраль 18 занятие «Лес в жизни человека» Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 12-учебно-тематический план на март Март 22 занятие Волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки) Цель: развитие творческого воображения,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 13-учебно-тематический план на апрель — май Апрель 26 занятие День экологических знаний – праздник посвящения в юные экологи» Цель. Подведение итогов экологической работы 27 занятие.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 8-учебно-тематический план на сентябрь — октябрь УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Сентябрь Раздел «Наш дом – Природа» 1 занятие «Дом под крышей голубой» Цель. Дать понятие, что природа – наш.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 9. Учебно-тематический план на ноябрь-декабрь Ноябрь Раздел: Многообразие растительного и животного мира 8 занятие «Животные Земли» Цель. Углубить и обобщить представления детей о.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план Пояснительная записка. Программа «Волшебный сундучок» предназначена для детей 5-7 лет, является дополнением к программе «Я познаю мир»,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Тематический план, средняя группа Тематическое планирование образовательного процесса В данной статье определены темы развивающих образовательных ситуаций, формы реализации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тематический план и программа факультатива «Гармония»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 13:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД