Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план

елена котыш
Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план

Пояснительная записка.

Программа «Волшебный сундучок» предназначена для детей 5-7 лет, является дополнением к программе «Я познаю мир», способствует обогащению и уточнению восприятия и представления детей об окружающем мире, развивает способность оперировать образами, формирует у детей познавательные интересы. Актуальность программы. Одной из самых привлекательных, мотивиро-ванных сущностной потребностью ребенка является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную «программу развития (Л. С. Выгодский) самостоятельный труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладеть различными формами познания, оказывает существенное влияние на развитие, мышление дошкольника. Программа «Волшебный сундучок» развивает у детей сенсомоторику, согласованность в работе глаза и руки, точность в выполнении действий, что необходимо для успешного обучения в школе. Прививаются навыки работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом, красками, клеем, ножницами; воспитываются творческое мышление, желание сделать что-либо нужное и полезное своими руками; развивается детская фантазия и вкус. Детям необходимо создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к окружающему миру. Сложный окружающий мир становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается на эмоциональном благополучии детей. Программа «Волшебный сундучок» способствует не только развитию творческого потенциала с раннего детства, не только расширению представлений об окружающем мире, но и формирует личность ребенка, воспитывает его характер, целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Для успешной реабилитации детей в коллективе должен царить доброжелательный климат. Помочь в решении этой задачи может организация коллективной работы, в которой принимают участие все дети одновременно. В процессе такой деятельности усиливается эмоциональная связь со сверстниками, происходит сближение, объединение детей. Ребенок познает основы социального поведения, учится взаимопомощи и уважению к другим детям, то есть общению с окружающими.

Программа основана на принципах:

• позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмо-сферы помощи и сотрудничества;

• безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

• индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии;

• взаимосвязи обучения, развития и воспитания, который носит разви-вающий характер и способствует творческому, нравственному и интеллектуальному развитию ребенка;

• интеграции, основанный на знакомстве с окружающим миром и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;

• поощрения достижений ребенка.

Цель: реабилитация детей средствами развития способности познания окружающего мира через практическую, конструктивную деятельность и творческое развитие ребенка.

Задачи:

• повышать адаптационные возможности ребенка к окружающей среде;

• формировать позитивный фон настроения у детей;

• формировать коммуникативные навыки;

• развивать творческие способности у детей, умение свободно ориентироваться в окружающем мире;

• совершенствовать мелкую моторику рук;

• формировать умения и навыки работы с различными инструментами (ножницы, клей, скотч, кисточка) и материалами (бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, волокнистые материалы);

• развивать представления о свойствах и качествах используемых в ра-боте материалов;

• воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение соблюдать технику безопасности.

Формы и методы:

• игровые методы – способствуют развитию любознательности, активности и самостоятельности;

• пальчиковые игры – способствуют развитию мышц рук;

• подвижные игры – снижают мышечный тонус, повышают двигатель-ную активность;

• словесные методы (загадывание загадок, рассказывание стихов, бесе-ды)- способствуют формированию и развитию познавательной сферы, связной речи, внимания, памяти, мышления;

• практические методы – способствуют развитию умения пользоваться ножницами, клеем, кисточкой; работать с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом;

• поддержка ребенка в ситуации неудачи, одобрения поведения, созда-ние ситуации успеха, поощрение.

Реализация программы.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, предусматривает 20 занятий по 2-3 занятия в месяц, из них 10 занятий по созданию коллективной работы. Продолжительность занятия – 30 минут.

Структура занятия состоит из четырех частей:

1 часть – сюрпризный момент, появление «Волшебного сундучка», способствует развитию у детей любознательности, активности;

2 часть – пальчиковая игра, которая помогает подготовить мышцы рук детей к работе; 3 часть – основная, включает в себя практическую деятельность;

4 часть – подвижная игра, снижает мышечный тонус и повышает двигательную активность детей. Занятия включают в себя работу с бумагой и картоном, тканью, натуральными и синтетическими волокнистыми материалами, с кожей, с пластмассами, природным материалом.

Методическое обеспечение программы.

Инструменты и оборудование:

• ножницы

• клей

• кисточки для клея

• салфетки

• иголки

• дощечки для лепки

• пластилин

• цветная и писчая бумага

• цветной картон

• изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.)

• природный материал (шишки, веточки деревьев, ракушки, мох)

• крупы

• изделия из пластмасса

• волокнистые материалы (вата, пряжа, синтепон, нитки)

• разные виды ткани

Примерный план анализа свойств изучаемого материала:

• Происхождение или получение.

• Строение материала.

• Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).

• Способность к изменениям при нагрузке и восстановлению первона-чальной формы (упругость, гибкость).

• Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).

• Химические свойства (обработка, окраска).

При внесении элемента художественного конструирования необходимо учитывать следующие факторы:

• соответствие выбора материала его возможностям

• соответствие формы изделия его назначению

• пропорциональность и соразмерность частей

• красота и выразительность

• общее композиционное решение

Основные правила работы:

• Всегда работайте с хорошим настроением, и ваши работы будут приносить радость не только вам, но и всем, кто их увидит.

• Работать нужно за столом, который хорошо освещен.

• Чтобы не испачкать одежду, надевайте фартук.

• Изделие получится аккуратным, если работать чистыми руками.

• Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте.

• Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.

• Неисправными инструментами работать нельзя!

• Работая с клюще-режущими предметами (ножницы, иголки, будьте особенно осторожны! Нельзя во время работы этими инструментами размахивать руками.

• По окончании работы рабочее место необходимо привести в порядок.

Результативность программы.

• Повышены адаптационные возможности ребенка к окружающей среде.

• Сформирован позитивный фон настроения у детей.

• Сформированы коммуникативные навыки.

• Развиты творческие способности у детей, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.

• Сформирована мелкая моторика рук.

• Сформированы умения и навыки работы с различными инструментами (ножницы, клей, скотч, кисточки) и материалами (бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, волокнистые материалы).

• Развиты представления о свойствах и качествах используемых в работе материалов.

• Воспитана аккуратность, самостоятельность, умение соблюдать технику безопасности.

Тематический план.

Сентябрь

1. «Осенний лес» коллективная работа – бумага, природный материал

2. «Мухомор» игольница – поролон, пластмасс

Октябрь

1. «Гадкий утенок» коллективная работа - синтепон

2. «Дружная семейка» природный материал: шишки

Ноябрь

1.«Осьминожек» коллективная работа - бумага, картон

2. «Длинное ухо, короткий хвост» - вата

Декабрь

1. «Елка» коллективная работа – бумага, фотографии детей

2. «Приглашаем всех на праздник» - елочные игрушки, бумага

3. «Приглашаем всех на праздник» - 2-е занятие

Январь

1. «Мартенички» - кук-лы из ниток

2. «Паровозик из Ромашково» коллективная работа – пришивание пуговиц, пуговицы, ткань, картон

3. «Паровозик из Ро-машково» - 2-е занятие

Февраль

1. «Рамка для фото» коллективная работа - картон, макароны

2. «Матрос» бросовый материал (баночки жестяные, бумага, картон, тесьма

Март

1. «Поздравительная открытка» - бумага, картон, тесьма, вата

2. «Сказочный дворец коллективная работа – бросовый материал (пустые коробочки, пластиковые бутылки, бумага, картон.

Апрель

1. «Пасхальное яйцо» нетрадиционные материалы (скорлупа яиц, ткань, бисер, тесьма

2. «Корзиночка» - ткань, картон, тесьма

Май

1. «Таинственный остров» коллективная работа - бумага, картон, кожа, крупы, ракушки, синтепон, поролон

2. «Цветы» - бросовый материал (киндер, мягкий пластмасс

Используемая литература.

1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» - Москва, Сфера, 2005 г.

2. Васильева - Гангнус Л. «Уроки занимательного труда» - Москва, Педагогика, 1987 г.

3. Васильева М. А. «Комплексная диагностика уровней освоения про-граммы» - Волгоград, Учитель, 2012 г.

4. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Москва, Просвещение, 1990 г.

5. Левина М. «365 веселых уроков труда» - Москва, Рольф, 1999 г.

6. Лыкова И. А. «Куколки из сундучка» - Кострома, Цветной мир, 2012 г.

7. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей» - Ярославль, Академия развития, 19887 г.

8. Неретина Т. Г. «Система работы со старшими дошкольниками с за-держкой психического развития в условиях дошкольного образова-тельного учреждения» - Москва, Баласс, 2004 г.

9. Савушкина А. Г. «развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнасти-ка)» - Волгоград, Корифей, 2009 г.

10. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам» - Москва, Мир книги,2005 г.

11. Ткаченко И. В., Богачкина Н. А. «Играю – значит интересно живу» - Москва, Дрофа, 2008 г.

12. Ульева Е. А. «Раскрашивание, лепка, аппликация» - Москва, Вако, 2013г.

13. Федорова В. «Поделки своими руками» - Москва, Мой мир, 2008 г.

14. Шипицына Л. М. «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» - Санкт-Петербург, Просвещение, 2006 г.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Пояснительная записка Адаптивная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья комбинированного дошкольного образовательного.

Детский мастер-класс по ручному труду «Дидактическая игра «Волшебный круг. Угадай сказку»»Детский мастер-класс по ручному труду «Дидактическая игра «Волшебный круг. Угадай сказку»» Материал для выполнения мастер – класса: картон цветной, набор цветной бумаги, ножницы, клеевой карандаш, распечатки с изображением сказочных.

Перспективный план работы кружка «Раннее приобщение к ручному труду» в средней группе Сентябрь 1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.

Перспективный план работы кружка «Раннее приобщение к ручному труду» в старшей группе Сентябрь 1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.

План-конспект занятия по конструированию из мятой бумаги и ручному труду «Колобок» (младшая группа) Цель: Способствовать развитию умений выполнения поделок из мятой бумаги. Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги, с новым.

Пояснительная записка к рабочей программе по разделу «Развиваем целостное отношение к труду» в подготовительной группе Рабочая программа представлена в полном объеме и разработана, в соответствии с требованиями к составлению программ, и требованиями ФГОС.

Программа детского фольклорного ансамбля. Пояснительная записка Пояснительная записка Программа фольклорного ансамбля «Веретёнце» Область образования – комплексная Форма реализации – очная Программа.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Развитие речи. Пояснительная записка Развитие речи. Пояснительная записка. Извлечение из ФГОС ДО Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
Автор публикации:
Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 14:41
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Чугунное кружево Санкт-Петербурга»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Чугунное кружево Санкт-Петербурга» Используемые...
«Широка страна моя родная!» (Фотоотчёт)
Добрый вечер или день, уважаемые коллеги! Начался новый учебный год, все вернулись с отпусков. Осень. Но есть ностальгия по прекрасным местам отдыха! Не...
Фото отчёт о НОД по рисованию красками «Красивые бабочки» в нетрадиционной технике —...
Цели: - продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования красками – отпечатками листьев; - создавать условия для развития у детей...
«Профессионал года-2018».
Уважаемые коллеги, форумчане! Хочется поделиться прекрасной новостью, 19 октября 2018 года в Ленинском районе города Новосибирска стартовал конкурс...
Фотоотчет «Осень в детских работах детей»
Осень замечательное время года. Природа преображается в яркие желто - красные, багряные цвета. Основная задача воспитателя расширять представления детей...