Марина Тиунова
Пояснительная записка к рабочей программе по разделу «Развиваем целостное отношение к труду» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа представлена в полном объеме и разработана, в соответствии с требованиями к составлению программ, и требованиями ФГОС.
Пояснительная записка.
Данная группа (подготовительная) проводит свои занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", по разделу «Развиваем целостное отношение к труду» на группе, в соответствии с графиком проведения непосредственно образовательной деятельности по МБДОУ.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе по разделу „Развиваем целостное отношение к труду“ в подготовительной группе» размещена в разделах
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В. А. Сухомлинский.
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений в современном мире.
Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.
Таким образом, трудовая деятельность детей, как и другие виды детской деятельности, содействует развитию личности ребенка.
Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью современного образования.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца, что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
В результате реализации данной рабочей программы у детей должны присутствовать ЗУНы, соответствующие данному возрасту, для последующего расширения этих знаний, как в ДОУ, так и в школе. (см. требования к уровню подготовки воспитанников)
МБДОУ «Детский сад № 14" строит свою работу на основе базовой программы «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Солнцева О. В. и др.)
Работа подготовительной группы по данному разделу осуществляется на основе методик, рекомендуемых программой «Детство» :
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспекты»./Е. А. Алябьева. -М. : ТЦ «Сфера»2005
2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А., Солнцева О. В. и др. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 352 с.
3. Зеленова Н. Г. «Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников»/.-М. :Издательство «Скрипторий», 2007
4. Мониторинг качества образования (пакет диагностических методик).
5. Дыбина,О. В. «Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников» Дыбина,О. В. -М. : ТЦ «Сфера»2005
6. Дыбина,О. В. «Что было до…. Игры путешествия в прошлое предметов»/Дыбина,О. В. -М. : ТЦ «Сфера»2005
7. Крулехт,М. В Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребёнка /М. В. Крулехт. СПб. :ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
8. Шалаева, Г. П. «Большая книга профессий для самых маленьких»/Г. П. Шалаева. Эксмо, Филол. Общество «Слово», 2005
Количество занятий по данному разделу, в данной группе за весь учебный год составляет: 37 занятий: 29 занятий по данному разделу (1 раз в неделю) и 8 занятий отводится на мониторинг качества образования по данному направлению (4 занятия в сентябре и 4 занятия в апреле).
Длительность образовательной деятельности в данной возрастной группе (дети от 6 до 7 лет) составляет – 15 минут, и проводится интегративно с другими видами детской деятельности. Образовательная деятельность проводится по подгруппам с перерывом между подгруппами в – 10 минут (для проветривания).
Локальный компонент в МБДОУ и в данной возрастной группе отсутствует.
Национально-региональный компонент не предполагается.
Мониторинг качества образования детей по данному разделу проводится 2 раза за учебный год:
- начало учебного года (сентябрь)
- конец учебного года (апрель).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам :
- образовательная область «Познавательное развитие», раздел "Ребенок открывает мир природы", где идет ознакомление детей с животным, растительным и окружающим миром.
- образовательная область «Познавательное развитие», раздел "Формирование первичных представлений о себе, других людях", где происходит формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых. Формирование первичных представлений о себе, семье, социуме и государстве. Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел «Художественная литература», где используются произведения детской художественной литературы познавательного характера, стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде.
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Изобразительное искусство», где дети упражняются в передаче своих впечатлений полученных от тематических занятий, через рисование, рассматривание картин и иллюстраций о труде; происходит становление эстетического отношения к окружающему миру.
- образовательная область "Речевое развитие", раздел "Развитие речи", где идет обогащение, уточнение и активизация словаря дошкольников по данной тематике, развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности.
- образовательная область "Физическое развитие", раздел «Двигательная активность», развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда.
- образовательная область "Социально – коммуникативное развитие", раздел «Безопасность», где происходит формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности ребёнка.
- образовательная область "Социально – коммуникативное развитие", раздел «Игровая деятельность», где происходит перенос представлений о трудовых процессах взрослого на игровую деятельность.
Содержание учебной дисциплины.
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
2. Формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире.
3. Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
4. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.
5. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса : цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Представления о личностных качествах представителей разных профессий (пожарные, военные — люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей). Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.). Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений. Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы, планирования деятельности, распределения обязанностей по способу общего и совместного труда. Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер).
В ручном труде и конструировании при поддержке взрослого самостоятельная постановка цели, планирование замысла, осуществление процесса труда, оценка результата, бережное обращение с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте. Развитие инициативы и творчества в ручном труде.
II. Тематический план (см. далее).
III. Итоги освоения содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
по разделу «Развиваем целостное отношение к труду».
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
•Ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком.
•Отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании.
•Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его.
•Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата.
•Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
•Интерес к труду неустойчив, крайне редко отражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре, изобразительной деятельности.
•Представления о профессиях поверхностные, ребенок затрудняется в раскрытии значения и связей видов труда.
•Недостаточно самостоятелен в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде, не следит за своим внешним видом, необходимы эмоциональная поддержка, помощь или указания взрослого.
•Испытывает трудности в совместном труде со сверстниками, проявляет небрежное отношение к процессу и результатам труда.
IV. Способы проверки знаний, умений и навыков.
(см. методику мониторинга качества образования по разделу и таблицы мониторинга, в приложении)