Лейсан Сахибгареева
Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
количество часов в неделю –1
Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» ( автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)
Пояснительная записка
Логопедическая работа в общеобразовательном учреждении VII вида осуществляется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Публикация «Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс)» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач дефектологии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача учителя-логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо-четания, предложения и текста.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Логопедические занятия базируются на современных в дефектологии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:
- тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;
- максимальное насыщение занятий изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;
- на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;
- проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;
- происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.
Параллельно ведется работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма. В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
В обучении строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
В специальной (коррекционной) начальной школе VII вида логопедические занятия проводятся в соответствии с программой по преодолению нарушения письма у младших школьников: «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006.
Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.
Программа предназначается для работы логопедов:
•с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, у которых отмечено час-тичное нарушение письма — дисграфия;
•с учениками, посещающими школу для детей с тяжелыми нарушениями речи;
•со школьниками с задержкой психического развития.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» ( автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучающихся младших классов с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» ( автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)
Цели и задачи курса :
1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
5. Развитие внимания, памяти, лексического запаса и грамматического строя речи.
Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически, по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Тематическое планирование
№Тема занятия Содержание работы Кол-во часов
1. Гласные и согласные звуки Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме 1
2. Дифференциация гласных I-II ряда. Буквы А-Я. познакомить детей с образованием двузвучной буквы Я; закреплять знания о гласных; учить срав-нивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание. 1
3. Дифференциация гласных А — Я Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте 2
4. Дифференциация гласных У — Ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У — Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2
5. Дифференциация гласных 0 — Ё Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2
6. Дифференциация гласных Ы — И Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 1
7. Мягкий знак Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения 2
8. Звуки Б — Б',
П — П' Звуки Б — Б', П — ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 2
9. Звуки В — В', Ф — Ф' Звуки В — В', Ф - Ф'. Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза1
10. Звуки Г- Г, К- К' Звуки Г Г, К К'. Дифференциация звуков Г — Г, К — К' изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза1
11. Звуки Д - Д', Т-Т’ Звуки Д — Д', Т — Т'. Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
12. Звуки 3 — 3', С — С’ Звуки 3 - 3', С — С’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
13. Звуки Ж - Ш Звуки Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо-рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
14. Лабиализованые гласные. Звуки 0 — У Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифферен-циация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, вни-мания и кооординации движений 1
15. Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л' Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо-рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2
16. Звуки С — Ш Дифференциация звуков С- Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче-ского восприятия, внимания, анализа и синтеза 1
17. Звуки 3 - Ж Дифференциация звуков 3 - Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче-ского восприятия, внимания, анализа и синтеза 1
18. Звуки С —Ц Звуки С —Ц. Дифференциация звуков С —Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче-ского восприятия, внимания, анализа и синтеза 1
19. Звуки Ч - Щ Звуки Ч — Щ. Дифференциация звуков Ч — Щ в словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 1
20. Звуки Ч — ТЬ Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 1
21. Звуки Ч - Ш Звуки Ч — Ш. Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок 1
22. Контрольный диктант 1