Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 17 мая (именины Пелагеи)

Наталья Храмова
Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 17 мая (именины Пелагеи)

Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 17 мая (именины Пелагеи)

Пелагея – В народе она считается заступницей невинных дев и птиц. Предки верили, что Пелагея оберегает молодых воронят, учит их уму-разуму. Поэтому день и носит название Пелагеи Заступницы, Пелагеи Вороньей заступницы.

А ещё она наставница молодым огородницам: «Что за порядок – огород без грядок?». «Пришла Пелагея - огородницам наставница».

Пожилые люди указывали молодёжи в этот день на черёмуху: если цветки уже появились, значит с севом пшеницы опоздали и богатый урожай уже не собрать. Если посеяли просо, не жди пшеницу. Каким зерном посеешь, таким и соберёшь.

На Пелагею, рубили дерево на выделку ложек. Начинает зеленеть дуб, зацветают вишни, яблони, груши, ранние сорта калины, шиповника. В садах - время прививки (копулировки) плодовых деревьев.

17 мая, высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем). Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капусту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика».

Прием детей.

1. Включить аудиозаписи: голоса птиц (в том числе и карканье вороны). Детям можно дать картинки с птицами и предложить выбрать из них те, которые дошкольники узнали по голосам.

2. Центр науки: Дидактическая игра «Подбери пару».

Дид. задача: развивать умение различать овощи, злаки по семенам.

Игровая задача: подобрать соответствующие семена к картинкам с овощами и злаками.

3. Центр «Художественное творчество»:

- Дид. игра «Мастерская художников-иллюстраторов».

Дид. задача: различать иллюстрации художников – иллюстраторов по творческой манере (изображение птиц разными художниками, в том числе – вороны).

Игровая задача: разложить иллюстрации на группы, назвать художника-иллюстратора.

- Выставить репродукцию Старорусской иконы Божией Матери и изображение Пелагеи; хохломские деревянные ложки.

- Предложить раскраски с птицами, алгоритм рисования вороны.

4. Центр развития речи:

- Выставить книги со сказками, рассказами о вороне, с рассказами о весенних работах в поле и на огороде.

- Лото «Птицы». Дид. задача: развивать умение классифицировать птиц по определенным признакам, расширять словарь.

Игровая задача: подобрать к большим картам соответствующие маленькие карточки

5. Центр игры: выставить макет «Деревня» для развития режиссерской игры.

6. Центр математики:

- Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» - выкладывание силуэтов птиц по схемам, самостоятельное придумывание вариантов и зарисовка схем.

7. Центр двигательной активности: предложить схему проведения эстафеты «Садим, садим огород», подготовить необходимые атрибуты.

8. Инд. работа по развитию речи: проговаривание скороговорки «Проворонила ворона вороненка».

Утренняя гимнастика на тему «Птицы».

Прием пищи.

Обратить внимание детей на то, что ворона - всеядная птица, любит клевать и зерно, и овощи, и мясо. Поэтому и нам нужно все съедать. Игра «Общество чистых тарелок».

Чтение стихотворения "Чудо-каша"(в завтрак):

Непосредственно - образовательная деятельность.

Интегрированная деятельность «Имянины Пелагеи»

План: 1. Мотивация: (Звучит шум моря в аудиозаписи). Что это за звуки? Да, это шум моря. А как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим, о чем узнаем много интересного? (ответы) А вот и не угадали. Мы сегодня узнаем об одном из имен, которое означает - «морская». Девочка с таким именем есть в нашей группе. Хотите узнать, кто это, кому посвящены эти прекрасные звуки моря? Это наша Пелагея, а еще мы ее называем Поля, Поленька, Полинка. А у вас может быть есть еще знакомые или родные с таким именем? Да, Пелагея означает - «морская». Я хочу вам рассказать много интересного об этом имени и о народных традициях, которые связаны с ним. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь поудобней.

2. Краткий рассказ воспитателя о святой мученице Пелагеи с демонстрацией слайда с изображением святой, отметив, что она считалась заступницей птиц и невинных дев.

3. А сегодня еще один праздник – праздник Старорусской иконы Божией Матери (демонстрируется слайд). Божья матерь тоже считается заступницей женщин и детей. Посмотрите, чем похожи эти два изображения (обратить внимание на одухотворенность лиц и т. д., а чем они отличаются? (демонстрация слайдов сопровождается тихой, спокойной музыкой).

4. Наши предки говорили еще о Пелагеи – как о заступнице птиц и, в первую очередь, считали ее вороньей заступницей, верили, что Пелагея оберегает молодых воронят, учит их уму-разуму. Вот почему сегодня с утра мы слушали голоса птиц, раскрашивали их, рисовали, рассматривали книги. Какие вы знаете группы птиц?

5. Ворона живет рядом с людьми, это городская, оседлая птица. Демонстрация слайдов с изображением ворон и воронят (отмечая, что бывают разные виды ворон, демонстрация слайдов сопровождается чтением стихов:

В. Cибирцев О. Александрова

Высоко на кроне клена «Кар-р! – кричит ворона.

Спеть готовилась ворона, – Кар-р! Ставь, соседка, самовар-р!

Показала певчий дар, Не жалей завар-рки!

Прокричала громко «кар-р-р-р». Пр-ринимай подар-рки!»

А. А. Блок.

Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе – вешние звоны, даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой прошлогодние мокрые стружки…

Это все у вороны – игрушки,

И уж так-то ворона довольна, что весна, и дышать ей привольно.

Физкультминутка "Сорока-ворона"

6. Рассказы детей о том, что они знают о воронах.

7. Мини –викторина «Кто больше назовет сказок, рассказов о вороне».

8. Ребята, а вы знаете, что ворон не очень любят люди, а Пелагея была их защитницей, поэтому и ее гнали как ворону. Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо» (ворона). Вывод: у каждого объекта, предмета есть что-то плохое, но очень много и хорошего. Крестьяне не любили ворону в первую очередь за то, что она могла разорить их посевы, но в большинстве мест она все же приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов.

9. Кроме того, что Пелагея была заступницей ворон и воронят, она еще и считалась наставницей молодым огородницам: «Пришла Пелагея - огородницам наставница», «Что за порядок – огород без грядок?». А вы, ребята знаете, что и когда нужно делать на огороде и в поле? Д/и «Разложи по порядку». Одна группа раскладывает картинки и рассказывает о работах на огороде, а другая - в поле.

10. Хоровод «Каравай» для имянинницы.

2. Конструирование «Складывание оригами «Ворона».

План. 1. Рассматривание образца.

3. Рассматривание схемы последовательности выполнения работы в сопровождении словесной инструкции.

4. Выполнение работы. Складывание может сопровождаться рассказом о вороне.

5. Рассматривание поделок. Предложить подарить их зрителям на развлечении.

Прогулка.

1. Наблюдение за птицами на участке.

Цель: уточнить, что дети знают о птицах, которые прилетают на участок (о вороне, если она встретится). Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход. Прогулка по территории детского сада. Отмечать какие птицы встречаются, особенности их внешнего вида, повадки. Если встретилась ворона: Уточнить какой сегодня день (17 мая - день Пелагеи, вороньей заступницы). К каким птицам относится ворона? Прочитать стихотворение "Здравствуй, милая ворона!"

Вопросы: Как кричит ворона? Какая ворона по величине в сравнении с другими птицами, которых видели? Где обычно можно увидеть ворону? Почему? Последить за поведением вороны (если она прилетела на участок). Рассмотреть какие следы оставила ворона на мокром песке. Рассказать детям о том, что ворона очень любит блестящие предметы и про это сложено много стихов, шуток, сказок:

Ворона сдала металлический лом:

Две ложки, кастрюлю, пилу с топором,

Корыто, ведёрко, напёрсток, иголку.

Приёмщик задвинул всё это на полку.

- А нет ли в запасе цветного металла?

Ворона, кивнув, из кармана достала:

Цепочку, кулончик, колечко, серёжку,

Браслеты, заколку, блестящую брошку.

Порылась поглубже, нашла саксофон,

Потёртый пятак, антикварный тромбон.

2. Подвижная игра «Игра в ворона». Цель: развивать ловкость.

Ход игры. По считалке выбирается ворон, остальные зайчата, они цепляются в цепочку, впереди заяц, и идут вокруг ворона, приговаривая: «Вокруг ворона идем, по 3 зернышка несем. Кому два, кому одно, а ворону ничего».

Ворон садится и ковыряет землю палочкой. Зайц спрашивает:

- Ворон, что ты делаешь? – Ямку копаю.

- На что тебе ямку? – Денежки ищу.

-На что тебе денежки? – Ситчику купить.

- Зачем тебе ситчик? – Мешочек шить.

- Зачем тебе мешочек? – Камешки класть.

- На что тебе камешки? – В твоих деток кидать.

- Что тебе детки сделали?

- В огород мой прибегали лучик, да мачик потаскали,

А репку да мяточку – потоптали пяточками. Кар! Кар!

Ворон бросается на зайчат, заяц защищает, пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь. Он становится вороном.

3. Труд в огороде. Цель: познакомить детей с правилами посадки капусты, с народными приметами, которые связаны с этим; развивать трудовые навыки, необходимые для посадки.

Ход. Показать детям рассаду капусты. Рассмотреть ее, обратить внимание на то, что она очень хрупкая. Поэтому нужно очень аккуратно брать ее, чтобы не сломить. Рассказать, что раньше капусту высаживали 17 и 18 мая, как раз в день Пелагеи. Соблюдали при этом древний обычай оберега будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем). Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капусту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика». Вспомнить в какой последовательности нужно сажать капусту. Дети сажают капусту. По окончании посадки все говорят приговор и ставят около грядки горшок с кустиком крапивы.

4. Индивидуальная работа. Саша К., Оля М. – повторить приметы, обычаи, которые связаны с днем 17 мая.

5. Самостоятельная деятельность детей: вынести на прогулку раскраски с птицами, квадраты черной бумаги; макет «В деревне»; схему проведения эстафеты «Садим, садим огород» и атрибуты к ней.

Перед обедом и перед сном прочитать сказку «Ворона и ягненок».

Вечер. Развлечение "Именины у Пелагеи".

Публикации по теме:

«Наш дружный коллектив» (заключение)«Наш дружный коллектив» (заключение) Добрый вечер,дорогие педагоги! Сегодня я создаю заключительный блог о своём коллективе,в котором я расскажу ещё о двух воспитателях нашего.

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 17 мая (именины Пелагеи)
Опубликовано: 12 марта 2015 в 08:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста «Однажды летом мы узнали»
Ах лето, лето, лето - прекрасная пора. Когда можно отдыхать, развлекаться, творить и много интересного узнать. Например, что на Земле обитают миллионы...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое...
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению»
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной...