Алла Бондаренко
Тематическое планирование по финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
Месяц № Тема занятия Цели и задачи занятия Ответственные
Сентябрь 1-2 Что такое деньги, виды денег.
Карманные деньги. (Мониторинг)
Выявить, понимают ли дети, что такое деньги, могут ли назвать виды денег, умеют ориентироваться в понятиях «желаемые покупки», «необходимые покупки». Воспитатели
Сентябрь 3-4 Что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки». Как планировать расходы.
Публикация «Тематическое планирование по финансовой грамотности» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Что такое банковская пластивовая карта. Техника безопасти использования банковскй карты. (Мониторинг) Выявить, понимают ли дети какая разница между необходимыми и желаемыми покупками; знают ли дети, чего нельзя делать с банковской картой.
Воспитатели
Октябрь 1 Все профессии важны
Чтение басно И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социальгно-экономическую жизнь.
О. Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, предпочитая профессии родителей детей.
Р. Развивать умение осознавать взаимосвязьпонятий «профессия-труд-продукет-деньги».
В. Воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. Воспитатели
Родители
Октябрь 2 Истрия возникновения денег ( Первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.)
Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
О. Формировать представление о деньгах (деньги, их история, значение для общества).
Р. Развивать логическое мышление, познавательный интерес к истории возникновения денег.
В. Воспитывапть стремление свободно общаться со взрослыми и детьми. Воспитатели
Октябрь 3 Реклама. Как она работает.
Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
О. Дать представление о професси рекламиста. Рассказать об истории возникновения рекламы, ее разновидностях (текстовой, радио и телевизионной, наружной) и ее значении.
Р. Развивать интерес к созданию рекламы; логическое мышление, связную речь.
В. Воспитывать осознанное отношение к рекламе. Воспитатели
Октябрь 4 «Наши потребности» занятие – путешествие.
Чтение С. Михалкова «Как старик корову продавал» Создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения.
О. Дать понятие потребности; уточнить от чего зависят потребности человека.
Р. Развивать умение решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
В. Воспитание полезной привычки: «Хочу – надо». Воспитатели
Октябрь 5 «Юные финансисты» (Деловая игра).
Чтение сказки Ш. Перо «Золушка» Развитие инициативности детей во всех сферах деятельности.
О. Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением.
Р. Развивать умение различать товар и не товар, понимать, от чего зависит цена товара.
В. Воспитывать умение определять и различать потребности человека. Воспитатели
Родители
Ноябрь 1 Виды труда
Чтение сказки Ш. Перо «Золушка» Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь.
О. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т. д.). Учить выделять последовательность трудовых действий.
Р. Развивать у детей отчётливое представление о роли труда в жизни общества.
В. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Воспитатели
Родители
Ноябрь 2 «Сказка о монетах». (Деньги, как мера стоимости)
Чтение сказки Ш. Перо «Золушка» Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности дошкольников.
О. Продолжать знакомить детей с денежными знаками Российской Федерации. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена. Учить различать монеты разного достоинства.
Р. Развивать логическое мышление.
В. Показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно. Воспитатели
Ноябрь 3 «Реклама в повседневной жизни ребёнка»
Воспитание осознанного отношения к рекламе.
О. Дать представление о вреде и пользе рекламы. Учить детей правильно воспринимать рекламу.
Р. Развивать умение отличать собственные потребности от тех, которые навязывает реклама.
В. Воспитывать интерес к проявлению действий рекламного характера. (Мама рекламирует кашу. Друг – игрушку и т. д.) Воспитатели
Ноябрь 4 «Как белка училась считать»
Чтение сказки К. Чуковского «Муха -цокотуха» Формирование полезных привычек и применение их в быту. («Хочу» и «Надо»)
О. Продолжать знакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Учить определять разницу между «хочу» и «надо». Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами.
Р. Развивать нравственные ориентиры в социально-экономической сфере.
В. Воспитывать стремление разумно использовать материалы для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); Воспитатели
Декабрь 1 «Путешествуем по городу»
Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
О. Познакомить детей с производством товаров и услуг на предприятиях города, которые выпускают разную продукцию и оказывают услуги для населения. Формировать знания о зарплате (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом, пенсии, пособиях, стипендии.
Р. Развитие стремления делать полезные предметы для себя и радовать других; понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).
В. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, производящим товар, оказывающим услуги.
Декабрь 2 «Дом, где живут деньги»
Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» Формирование стремления применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
О. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Познакомить с профессиями: менеджер, кассир, банкир.
Р. Развивать стремление зарабатывать деньги честным трудом.
В. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Воспитатели
Декабрь 3 «Сочиняем рекламу»
Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» Осуществление процесса рекламирования. Создание детьми рекламы на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
О. Формировать стремление самостоятельно осуществлять рекламу товара ( форма: картинка, текст, звукозапись, видеоролик, место размещения: в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах).
Р. Развивать у детей самостоятельность, инициативу; способность различать рекламные уловки; положительное отношение к рекламе.
В. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Воспитатели
Руководитель по ИЗО
Декабрь 4 «Как деньги приходят, а потом расходятся»
Пословицы и поговорки и труде Применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
О. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи; дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия».
Р. Развивать умение прогнозировать последствия своих решений и действий с деньгами
(если я куплю ненужную вещь, то мне деньги уже не вернуть, и вещь будет лежать ненужной).
В. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость. Воспитатели
Январь 1 «Труд – основа жизни человека»
Пословицы и поговорки и труде Формирование у детей представления о роли труда в жизни человека.
О. Помочь детям понять, что продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.
Р. Развивать стремление осуждать негативные качества человека (праздность, ленивость на примере сказочных героев).
В. Побуждать детей к развитию своих трудовых навыков. Воспитатели
Родители
Январь 2 «Идем в магазин или как делать покупки с умом»
Пословица «Семь раз отмерь — один раз отрежь» Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей.
О. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность».
Р. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него.
В. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Воспитатели
Родители
Январь 3 «Сочиняем рекламу»
Просмотр мультфильма «Колосок» Осуществление процесса рекламирования. Создание детьми рекламы на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
О. Продолжать формировать стремление самостоятельно осуществлять рекламу товара ( форма: картинка, текст, звукозапись, видеоролик, место размещения: в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах).
Р. Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, способность различать рекламные уловки, положительное отношение к рекламе.
В. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Воспитатели
Руководитель по ИЗО
Февраль 1 «Как правильно беречь деньги?»
Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» Формирование предпосылок для воспитания бережливости.
О. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета.
Р. Развивать такие экономические черты личности, как бережливость, старание.
В. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами, вещами. Воспитатели
Февраль 2 «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» Формирование финансово-грамотного человека посредством народной мудрости.
О. Учить детей давать нравственную оценку героям.
Р. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие финансовые явления. (По труду и награда).
В. Продолжать побуждать детей к развитию своих трудовых навыков. Воспитатели
Февраль 3 Прогулка в магазин игрушек». Занятие – путешествие.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
О. Показать на конкретном примере, что такое цена, покупка, продажа; как, где и через кого это можно осуществить.
Р. Развивать способность детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
В. Воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом. Воспитатели
Февраль 4 «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Чтение сказки «Морозко» Формирование у детей внимательного и бережного отношения к финансовым документам; объективного восприятия рекламы.
О. Учить дошкольников понимать важность финансовых документов; выявлять рекламные трюки.
Р. Развивать стремление осознавать ответственность за принимаемые финансовые решения.
В. Воспитывать этические аспекты рекламы (честность, открытость информации). Воспитатели
Март 1 «Выбор профессии»
Чтение стихотворений о профессиях (С. Михалков, В. Маяковский) Закрепление знаний о профессиях, трудовых операциях.
О. Продолжать формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей.
Р. Развивать умение осознавать взаимосвязь понятий «профессия - труд - продукт -деньги». Развивать умение быстро реагировать и отвечать на вопросы.
В. Воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. Воспитатели
Март 2 «Стоимость товара».
Просмотр мультфильма
«Трое из Простоквашино» Формирование понятий «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
О. Познакомить детей с тем, что на стоимость товара влияют: вложенные средства, затрата труда, качество товара, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые). Продолжать учить различать настоящие монеты разного достоинства и знать их эквивалент.
Р. Развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике.
В. Воспитывать бережное отношение к результату труда. Воспитатели
Март 3 «О, реклама!» Беседа
Чтение С. Михалкова «Как старик корову продавал» Воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
О. Продолжать учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется); способствовать выработке рационального отношения к совершению покупок. Продолжать формировать у детей: представления о рекламе, ее назначении; способность отличать собственные потребности от навязанных рекламой.
Р. Развивать у детей способность различать рекламные уловки.
В. Воспитывать стремление детей объективно относиться к рекламе Воспитатели
Март 4 «В гости к героям «Трое из Простоквашино»
Просмотр мультфильма
«Трое из Простоквашино» Развитие нравственных ориентиров в социально-экономической сфере.
О. Показать на примере кота Матроскина, что экономия – одна из самых полезных финансовых привычек. Найти ошибки в поступках героев, помочь им исправить их.
Р. Развивать воображение, логику; предпосылки финансовой грамотности.
В. Воспитание нравственных качеств личности: проявление заботы о близких. Воспитатели
Апрель 1 «Товары для ярмарки»
Презентация «что можно купить на ярмарке» Формирование представления о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
О. Продолжать формировать знания детей о многообразии мира рукотворных вещей.
Р. Развивать желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
В. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром вещей; бережное отношения к вещам. Воспитатели
Апрель 2 «Карманные деньги, как ими распорядиться» (Обучающая игра) Применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
О. Учить разделять все траты на две категории: необходимые и желаемые. Учить: определять те траты, которые могут быть лишними, копить деньги на крупную покупку.
Р. Развивать способность рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности.
В. Воспитывать стремление помогать взрослым. Воспитатели
Апрель 3 «Реклама, продолжает работать»
Просмотр рекламных роликов (сок, йогурт, печенье….) Закрепление знаний о рекламе. (Что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы)
О. Закреплять умения детей правильно воспринимать рекламу. Продолжать учить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).
Р. Развивать объективное отношение детей к рекламе
В. Воспитание нравственных качеств личности – честность, открытость информации при создании рекламы. Воспитатели
Руководитель по ИЗО
Апрель 4 «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)
Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет» Формирование понимания единства человека и природы.
О. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла.
Р. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике.
В. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. Воспитатели
Май 1 «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика)
(Просмотр и обсуждение видео – ролика) Закрепление материала о денежных знаках.
О. Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности.
Р. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности.
В. Воспитание нравственных ориентиров в социально – экономической сфере. Воспитателии
Май 2 «Игровое занятие «В гостях у сказок».
Чтение отрывков из сказок Воспитание представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
О. Учить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению к вещам, разумному их использованию; бережливости и экономности. Показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам.
Р. Развивать внимание, мыслительные операции, речь
В. Воспитывать стремление быть экономными, бережливыми, честными. Воспитатели
Май 3 «В долг брать легко, да платить тяжело»
Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»). Создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического
поведения. Воспитатели
Май 4 «Финансовая школа» (Квест – игра)
Уточнение и закрепление знаний по программе.
В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. Воспитатели