Мария Владимировна Юдакова
Тематическое занятие «Музей в чемодане», посвященное 77-летию Великой Победы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие «Музей в Чемодане», посвященный 77 -летию Великой Победы. (дошкольный возраст)
Тема : «Дети в годы Великой Отечественной войны»
Задачи:
- воспитание: патриотизма, любви к Родине,
- ознакомление детей с экспонатами музея;
- расширение кругозора,
- формировать интерес к изучению и сохранению реликвий прошлого.
Педагог: Какой великий праздник мы отмечаем 9 мая? (ответы детей)
Публикация «Тематическое занятие „Музей в чемодане“, посвященное 77-летию Великой Победы» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Педагог: 9 мая все россияне отмечают День Победы – это праздник окончания Великой Отечественной войны, когда советская армия победила нацистских захватчиков и оккупантов.
Педагог: Когда началась, закончилась ВОВ? (ответы детей)
Педагог: Война… какое страшное слово.
Война не щадит никого. Четыре долгих года шла война. За это время:
* Сколько бы людей стали счастливыми?
* Сколько бы хлеба посадили и убрали?
* Сколько бы домов построили?
* Как далеко бы ушла наука?
* Как много бы выросло цветов и деревьев?
Никто на эти вопросы не знает ответов. Потому-то виной всему стала война.
Война закончилась 77 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне.
Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики. Но они тоже приближали Победу своими подвигами.
Педагог: Ребята, посмотрите на экран (просмотр видеоролика «Дети войны»).
Педагог: О ком мы с Вами сегодня будем говорить? (ответы детей)
Педагог: Сегодня, мы с вами отправимся в историческое путешествие и поговорим о том, как жили и учились дети в годы Великой Отечественной войны.
Война исковеркала судьбы всего советского народа: и тех, кто уходил на фронт, и тех, кто остался в тылу. Особенно тяжело приходилось детям.
Трудные, голодные и холодные военные годы. Много детей остались сиротами, их родители погибли на войне или во время очередной бомбежки. Дети лишились не только родных, но и отчего дома, оказались на оккупированной врагами территории, в плену у немцев. Слабые, беспомощные дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Педагог: Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким –
Картошку убирать.
Девичья бригада
Пять - двенадцать лет,
(слайд_3_).Но выполнили честно мы
Родительский завет….
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом коварным приближали.
Ветеран ВОВ, Н. С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».
Педагог: Дети старшего школьного возраста после уроков трудились вместе со взрослыми на фабриках и заводах, гасили зажигательные бомбы на крышах домов, работали санитарами в госпиталях, шили гимнастерки бойцам. Даже в школьных мастерских дети вытачивали из заготовок детали для мин и винтовок.
Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.
Педагог: Сейчас, ребята, вы живете в мирное время. Ходите в детский сад. А скоро пойдете в школу. А для чего вы пойдете в школу? (ответы детей)
Ребята, вы будете учиться в современной красивой школе со всеми удобствами, у вас будут новые учебники, красивые тетради.
А во время Великой Отечественной войны условий для учебы не было Многие школы пострадали от бомбежек, некоторые здания школ передавались под военные госпитали, где лечили раненых солдат.
Учебников и тетрадей не хватало, поэтому дети писали на оберточной бумаге, на газетах между строк, старых квитанциях и даже на коре деревьев.
В школу дети одевались в ту одежду, которая у них была, определенной формы не было ни у девочек, ни у мальчиков. Вместо портфелей ученики носили сшитые вручную сумки из мешковины.
Страшный голод унес жизни многих людей. Отсутствовало электричество, встали трамваи, замерз водопровод.
Однако, пульс школьной жизни, хоть и слабо, но продолжал биться.
В школе зимой было так холодно, что даже не сгибались пальцы, было очень трудно писать, замерзало чернило в чернильницах.
Учителя и ученики сами добывали дрова, чтоб в школе стало теплее, возили на санках воду, следили за чистотой в классе.
В школах стало необычайно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях.
Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
В самое трудно время для нашей страны школа не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.
Физминутка «Военные»
Мы станем все военными, (шагают на месте)
Большими здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить)
Будем в Армии служить, (шагают на месте)
Будем Родину любить. (руки в стороны, руки к плечам)
Сад и дом свой охранять, (наклон в перед, смотрим в «бинокль)
Будем мир мы защищать. (шагают на месте)
Педагог: Я приглашаю вас в музей –
Прекрасных много здесь вещей.
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ. (С. Михалков)
Педагог:
Открывается чемодан : здесь хранятся старые вещицы - молчаливые свидетели исторических событий военных лет.
Давайте посмотрим, что же находится в нашем музее-чемоданчике. Здесь у нас представлено несколько экспонатов времен Великой Отечественной войны, которые когда-то принадлежали школьникам того времени.
(Дети рассматривают экспонаты музея)
Школьный звонок- часто после артобстрелов не было света. В начале и конце урока учитель брал в руки колокольчик и оповещал учеников.
Чернильница- чернилами служила сажа из печи. Сажу разводили водой и наливали в баночку-это и были чернила.
Перья (перьевые ручки) - перья привязывали на палочки. Осторожно макали ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил иначе можно было поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильным, только тогда перо оставляет тонкую красивую линию.
Хлеб – в школах выдавали по 50гр. ржаного хлеба выдавали детям.
Свечка – света не было, дети зажигали свечки в классах.
Счеты- предшественник счетных машин и компьютеров вычисление на них проводились с помощью костей.
. Фронтовой треугольник-…школьники помогали писать письма раненым солдатам.
Адрес на письме, которое необходимо было доставить на фронт, в начале войны писался как Д. К. А. – Действующая Красная Армия. Затем указывался порядковый номер ППС или полевой почтовой станции, номер полка и место службы солдата.
Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось, так как все знали о том, что его будет читать цензура. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых работников. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство.
Подобные письма-треугольники складывали даже маленькие дети, которые сооружали послание папке из обычного куска газеты. Если адресат к моменту доставки письма уже погиб, то на треугольнике делали запись о гибели, перечеркивали адрес назначения и возвращали обратно. Зачастую такой треугольник заменял «похоронку». В редких случаях, когда адресат числился без вести пропавшим или был расстрелян за трусость, письмо уничтожали.
Если солдат был переведен в другую часть, попал в лазарет или госпиталь, то на месте для пометок ставили новый адрес. Некоторые такие переадресованные письма исчезали на долгое время, находя адресата уже через годы после войны.
А сейчас мы вместе сложим письмо-треугольник.
Педагог: Давайте вспомним, о каких экспонатах вы сегодня узнали? (ответы детей)
Как помогали дети взрослым в тылу? (ответы детей)
Письмо вы можете оставить себе на память. Спросите дома у родителей, были ли у вас в семье прадедушки или прабабушки, которые учились в годы Великой Отечественной войны.
Педагог: Наше занятие мы закончим исполнением песни «День победы».