Получи документы

Тематическое занятие «Сказки А. С. Пушкина и музыкальные образы героев»

Кригер Галина Сергеевна
Тематическое занятие «Сказки А. С. Пушкина и музыкальные образы героев»

Цель: приобщение воспитанников к творчеству А. С. Пушкина, к музыкальному наследию русских композиторов

Задачи:

1. Прививать любовь к творчеству Пушкина;

2. Развивать умение слушать музыку, высказывать свои впечатления о ней, анализировать;

3. Обогащать активный словарь, расширять представления об искусстве;

4. Формировать музыкальный вкус.

Музыкальный материал:

1. «Марш Черномора» (из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»)

Публикация «Тематическое занятие „Сказки А, С, Пушкина и музыкальные образы героев“» размещена в разделах

2. Ария Звездочета - фрагмент (из оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова)

3. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова)

4. Тема Белки (из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова)

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Каждый год 6 июня мы с вами отмечаем день рождения великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Его знают не только у нас в России, но и во всем мире. Пушкин подарил великое множество прекрасных, удивительных сказок, поэм, стихов!

И хотя жил он двести лет тому назад, его произведения знают и любят и дети, и взрослые в разных уголках земли. Посмотрите, пожалуйста, на его портрет.

Мы с вами, ребята, знакомы, прежде всего, с его сказками. Назовите, пожалуйста, какие сказки Пушкина вы знаете?

Педагог выслушивает ответы детей, подытоживает.

Педагог: Молодцы! Действительно, это и «Сказка о золотой рыбке», и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», и о золотом петушке, и о попе и его работнике Балде, «Сказка о царе Салтане».

Как же появились эти чудесные красивые сказки? Оказывается, в детстве Пушкин услышал много сказочных историй, которые рассказывала ему его любящая няня, Арина Родионовна. Она была удивительной рассказчицей! От нее маленький Саша узнал и о богатырях, выходящих из моря, и о Кащее Бессмертном, и о прекрасной молодой царевне и ее злой мачехе, и о многом другом.

Позже, яркие детские впечатления от няниных сказок нашли свое воплощение в произведениях Пушкина и, прежде всего, в его сказках. Помните:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Сказки Пушкина настолько выразительные, яркие, богатые образами, что композиторы, музыканты, не могли обойти их вниманием. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми музыкальными образами, навеянными произведениями Пушкина.

Но, прежде давайте вспомним такой жанр искусства, как опера. Опера – это спектакль, в котором все герои поют. Так, например, на создание оперы великого русского композитора Михаила Ивановича Глинку вдохновила поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Одним из героев этой пушкинской поэмы (объяснить значение слова поэма) является злой колдун – карлик Черномор, вся колдовская сила которого заключена в невероятно длинной бороде. Черномор похищает прекрасную Людмилу у ее жениха, Руслана. Как композитор Глинка передал в музыке образ Черномора? Сейчас мы послушаем марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», а потом обсудим с вами услышанное.

Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми.

Ребята, какими словами вы можете описать эту музыку? (помогает с ответами: «То громкая, то тихая», то злая, сердитая, воинственная, то смешная, мультяшная, и т. д.). Композитор с помощью различных музыкальных средств помогает нам представить нам необычный образ Черномора: с одной стороны, пугающий, страшный колдун, злой волшебник, с другой стороны, нелепый, неуклюжий карлик, который без своей могущественной бороды совершенно беспомощен.

Еще один замечательный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (его портрет перед нами) также вдохновился пушкинскими сказками и написал несколько опер на его сюжеты. Например, оперы «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане».

Давайте вспомним сказку «Золотой петушок». К царю Дадону приходит великий кудесник-звездочет и в подарок преподносит чудесного золотого петушка (цитата из сказки – на слайде).

Послушаем фрагмент арии звездочета, а затем обсудим услышанное.

Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми.

Педагог: Поделитесь, дети, своими впечатлениями: какими словами можно описать то, что вы услышали?

Выслушивает ответы детей, помогает

Вступление к арии сказочное, волшебное, предвещающее встречу с необычным героем-кудесником Звездочетом. Отдельные высокие звенящие звуки рисуют в нашем воображении звезды. Голос героя необычно высокий, и нам представляется загадочный старичок-волшебник, которому подвластны многие чудеса.

Вы можете перечитать сказку «Золотой петушок» и вспомнить, чем эта сказка завершилась.

И еще одна прекрасная пушкинская сказка встречает нас – «Сказка о царе Салтане». Помните, в ней есть такие строки:

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

В этой сказке много сказочных героев. Например, прекрасная царевна-Лебедь, которая превращает молодого князя то в комара, то в муху, а то в шмеля:

И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился.

Этот шмель хочет отомстить своим обидчикам, он стремительно летает, вьется и жалит. И сейчас мы услышим, как это передает музыка. Мы послушаем с вами «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями.

Педагог: А еще, к примеру, в этой сказке встречается белка, но белка не простая:

…белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Как ее изобразил композитор? Давайте послушаем!

Педагог включает звукозапись. Слушает вместе с детьми. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями

Итак, ребята, мы с вами сегодня прикоснулись к творчеству великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Мы заглянули на страницы некоторых его сказок, а еще мы познакомились с музыкальными образами его героев. Давайте вспомним, каких.

Дети перечисляют, с какими музыкальными образами героев пушкинских сказок они сегодня познакомились.

В завершение, хочу пожелать вам новых открытий поэтических и музыкальных! А Пушкин будет сопровождать вас и в дальнейшем – в школьные годы, во взрослой жизни…И, конечно, еще много прекрасной музыки ждет вас!

Педагог благодарит всех за внимание, прощается с детьми. Дети покидают зал.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Роспись вылепленных героев и рукавички. По мотивам русской народной сказки «Рукавичка»Фотоотчет. Роспись вылепленных героев и рукавички. По мотивам русской народной сказки «Рукавичка» Фотоотчет. Роспись вылепленных героев и рукавички. По мотивам русской народной сказки «Рукавичка» с детьми младшего дошкольного возраста. Уважаемые.

Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Сказки Пушкина в музыке» Тема:Сказки Пушкина в музыке. Цель: На примере сказки Пушкина " Сказка о царе Салтане" и музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора.

Интегрированное занятие «Шумовые и музыкальные звуки» Конспект интегрированного занятия «Шумовые и музыкальные звуки» (на основе материала образовательной программы по музыкальному воспитанию.

Музыкальные видеозаставки на начало и конец сказки Музыка… Начало сказки… Тоже не плохо. А вот если детям показать заставку к началу сказки, то настрой совсем поменяется, так как они не только.

Мы любим сказки А. С. ПушкинаМы любим сказки А. С. Пушкина Пушкин! Это имя звучит для нас всю жизнь- с детства до старости. В детском саду, в школе и дома мы слушали и сами читали стихи и сказки.

Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина»Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Карелина Елена (подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель.

Развитие творчества детей в рисовании через образы сказочных героев Основная цель работы: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

Стенгазета «Сказки Пушкина»Стенгазета «Сказки Пушкина» Цель: Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина. Задачи: 1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. 2. Развивать познавательную и.

Утренняя гимнастика для детей в стихотворной форме «Героев из сказки сегодня встречайте и с ними зарядку вы выполняйте!» (У нас в саду был конкурс утренней гимнастики и я сочинила зарядку, родители приготовили костюмы для детей,и дети сами проводили зарядку,.

Взаимодействие педагогов с семьей по созданию волшебных героев на основе цилиндра для групповой сказкиВзаимодействие педагогов с семьей по созданию волшебных героев на основе цилиндра для групповой сказки Авторы: Клевцова, Чепига. Родители нашей старшей речевой группы "Фантазеры" являются постоянными участниками образовательно - воспитательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое занятие «Сказки А. С. Пушкина и музыкальные образы героев»
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 08:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД