Ангелина Белоусова
Консультация «Температурные изменения в природе» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Человек в мире звуков
3 класс
Человек каждую секунду своей жизни окружен всевозможными звуками. Слух является неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Звучит все. Но не все слышит человек. Однако звуки, которые не способен уловить человеческий слух, тем не менее, влияют на его организм. Это влияние сказывается на нашем самочувствии и здоровье в целом.
С течением времени ученые стали понимать, что различные частоты имеют определенное влияние на организм человека, как благотворное, так и, наоборот, – губительное.
Публикация «Консультация „Температурные изменения в природе“ в 3 классе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учащимся 3 класса важно иметь конкретное представление о влиянии звуков на здоровье человека, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения опытов.
Влияние звуков на работу организма человека.
Человек
Выявление учащимися 3 класса особенностей влияния звуков на организм человека и его жизнедеятельность.
–изучить учебную литературу по теме исследования;
–выявить, какие звуки окружают нас и какое влияние они оказывают на человека;
–доказать практическим путем вредное влияние шумов на организм человека.
Если провести анализ влияния звука на организм человека на теоретическом и практическом уровне, то это даст возможность учащимся 3 класса сформировать целостное представление о взаимосвязи звука с его здоровьем.
Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации
Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ, анкетирование
Краткосрочный (в течение одной недели)
Групповой
1. Подготовительный этап
– постановка учебной проблемы (младшие школьники по-разному реагируют на шум. Часто это зависит от возраста, темперамента, здоровья, условий жизни и других причин. Так в возрасте до 7 лет на шум реагируют 45% людей, в возрасте 8-9 лет–50%, в возрасте 10 лет–60%, в возрасте 11 лет и старше-75%. Почему же так происходит? Почему, чем мы старше, тем сильнее реагируем на звук)
Вывод: наиболее чувствительны к действию шума дети старших возрастов.
– знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о звуках, их влиянии на работу организма человека)
Предполагаемый результат: у учащихся 3 класса сформируется мотивация к нахождению ответа на возникшие вопросы; они смогут найти литературу, соответствующую данной теме.
2. Поисково-информационный этап
– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования, как звуки влияют на здоровье человека и его деятельность.
– учащиеся выявили ключевые положения, способствующие дальнейшему построению исследования: воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия: звон в ушах, головокружение, головная боль, повышение усталости; проведенные за последние годы исследования показали, что под влиянием шума могут наблюдаться нарушения работы организма человека.
–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта (ПЕРЕЧИСЛИТЬ)
Предполагаемый результат: выявление младшими школьникаим необходимой информации в подобранной литературе; поиск ответа на поставленные ранее вопросы; подготовка учащимися 3 класса совместно с учителем необходимого оборудования.
3. Опытно-экспериментальный этап
– планирование работы (учащиеся 3 класса самостоятельно предполагают шаги проведения опыта)
– проведение опытов:
Опыт№1
Предложить учащимся 3 класса послушать аудиофрагмент с классической музыкой. Включить ее негромко. После этого предложить записать несколько предложений в тетрадь.
Вывод (на основе проведенного опыта) : прослушивание классической музыки улучшает настроение, становиться легче сконцентрироваться на выполнение работы, учащиеся достигают более высокого результата при выполнении задания.
Опыт №2
Предложить учащимся 3 класса послушать аудиофрагмент с рок музыкой. Включить громко, но так, чтобы это не повлияло на здоровье учащихся. После этого предложить записать несколько предложений в тетрадь.
Вывод (на основе проведенного опыта) : прослушивание рок музыки ухудшает настроение, сконцентрироваться на чем-то конкретном становится тяжелее, результат по выполнению предложенного задания некоторыми учащимися не достигнут, а некоторыми достигнут не в полном объеме.
Опыт №3
Посадить учащихся парами (затем пробуют все желающие). Предложить в наушниках прослушать 1 учащемуся энергичную музыку, а второму классическую в течение 1 минуты. Перед этим предложить учащимся вслушаться в мелодию, попытаться определить, какие инструменты были использованы для создания данной мелодии. После этого один ученик слушает ту же мелодию (классическую) в течение 1 минуты, а второй измеряет с помощью лабДиска пульс. Затем меняются местами. Второй учащийся слушает энергичную музыку, а первый измеряет пульс.
Вывод (на основе проведенного опыта) : у учащихся после прослушивания классической музыки пульс спокойный, как и должен быть, а у учащихся, которые слушали энергичную музыку, пульс стал выше. Каждому человеку необходимо анализировать, какой вид звука/шума отрицательно влияет на человека.
Предполагаемый результат: учащиеся сделают вывод о том, что спокойная классическая музыка может действовать на человека как успокоительное средство, помогает сконцентрировать внимание, а энергичная или рок–музыка действует таким образом, что пульс учащается, давление повышается. Такая музыка может вызвать эмоции, отрицательно влияющие на других людей.
4. Завершающий этап:
– создание продукта проекта (схема- плакат «Звук и человек», памятка «Полезные воздействия звука»);
– вывод (представление учащимися 3 класса своих рекомендаций; обобщение того, как звуки могут влиять на человека и почему);
– подведение итогов (учащиеся дают самостоятельно ответы на поставленный в самом начале вопрос «Как звук влияет на работу организма?»).
Предполагаемый результат: учащиеся 3 класса смогут ответить на проблемный вопрос исследования, как звуки влияют на человека, его здоровье и деятельность; получение продукта исследования, а именно схемы-плаката и памятки.
Таким образом, проведенные опыты подтвердили, что музыка оказывает заметное действие на биологические процессы, протекающие в живом организме, влияя на состояние мозговых клеток, их частей в результате нарушая режим деятельности мозга. Например, классическая музыка может нормализовать работу мозга, вызвать положительные эмоции, а резкая музыка при длительном действии гасит положительные эмоции, отрицательно сказывается на физиологических процессах, протекающих в организме.
ЛабДиск, тетради, ручки, аудиофрагменты (классическая и энергичная музыка, две пары наушников,
1. Схема–плакат «Звук и человек».
Схема– плакат состоит из нескольких частей:
– «Строение слухового аппарата». Дети нарисовали схему строения органа слуха.
– «Как человек слышит?». В этой части учащиеся представили информацию о том, что звуковая волна проходит по наружному слуховому проходу, достигает барабанной перепонки и заставляет ее колебаться. Эти колебания доходят до улитки. Находящаяся в ней жидкость возбуждает чувствительные клетки, которые передают информацию в мозг как звук.
– «Влияние звуков на организм человека». В этой части говорится, что звуки имеют как лечебные, так и вредные свойства. Под воздействием музыки у человека могут изменяться кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания. Вся эта информация сопровождается иллюстрациями.
2. Памятка «Полезные воздействия звука».
В ней представлена информация о том, что звуки природы, в именно тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, всегда приятны человеку. Также в этот список может входить спокойная классическая музыка. Все эти звуки успокаивают человека, снимают стрессы. Также в памятке изображен человек и вокруг инструменты, звучание которых может положительно влиять на организм человека.
Вместе с учащимися 3 класса мы проведем исследования, показывающие влияние классической и рок музыки на активизацию мысленной деятельности учащегося во время внеучебных занятий.
Использование данного проекта на конкурсе проектов на школьном и региональном этапах, проведение данных опытов во внеучебное время с родителями; применение полученных знаний на уроках окружающего мира.
1. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х Т. /Под ред. Исаева Л. К. Т. 1. М. – 2014 г. – 512с.
2. Клейборн А. Энциклопедия. «Моя первая книга о человеке» – 2016 г. – 489 с.
3. Бетховен, Л. В. «Где пульс» М. : Музбука, 2015 г. - 931 c.
Как измеряют температуру?
В природе все постоянно меняется. Вчера было холодно, а сегодня – тепло. Или когда мы болеем, у нас поднимается температура. Как измерить температуру?
Учащимся 2 класса важно иметь конкретное представление о способах измерения температуры, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения опытов и наблюдения.
Способы измерения температуры
Температура
Выявление всевозможных способов измерения температуры
–изучить учебную литературу по теме исследования;
–выявить, какие существуют способы измерения температуры;
–доказать практическим путем, насколько точно каждый способ измеряет температуру.
Если провести анализ способов измерения температуры на теоретическом и практическом уровне, то это даст возможность учащимся 2 класса сформировать целостное представление о температуре как физической величине.
Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации.
Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ, анкетирование.
Краткосрочный (в течение 1 недели)
Групповой
1. Подготовительный этап
– постановка учебной проблемы (учащимся 2 класса предлагается подумать, когда они шли в школу. Какой показалась им погода? (ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая). В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера. Затем учащимся 2 класса задается следующий вопрос: «А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом?» (посмотреть температуру воздуха за окном).
– знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о температуре).
Предполагаемый результат: у учащихся 2 класса сформируется мотивация к нахождению ответа на возникшие вопросы; они смогут найти литературу, соответствующую данной теме.
2. Поисково-информационный этап
– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования, как можно измерить температуру в разных средах (водной, воздушной);
–учащиеся выявили ключевые положения, способствующие дальнейшему построению исследования: температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр. Температура измеряется в градусах. На шкале каждое деление соответствует одному градусу. 0 (или нуль) – это граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода.
Посмотрев на термометр за окном, можно определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбрать одежду. Термометр бывает медицинский, комнатный, водный и уличный.
–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта (перечислить)
Предполагаемый результат: выявлена младшими школьниками необходимая информация в подобранной литературе; проанализированы виды термометров и их практическое назначение; осуществлен поиск ответов на поставленные ранее вопросы; проведена подготовка учащимися 2 класса совместно с учителем необходимого оборудования.
3. Опытно-экспериментальный этап
– планирование работы (учащиеся 2 класса самостоятельно предполагают этапы проведения опытов)
– проведение опытов:
Предполагаемый результат: учащиеся 2 класса сделают вывод о том, что при измерении температуры мало полагаться на свои ощущения, необходимо пользоваться специальными приборами и что при выполнении физических упражнений температура тела повышается.
Опыт №1
Цель: определение температуры воздуха с помощью термометра
Учитель вешает на окно с уличной стороны уличный термометр. Ждем некоторое время, и учащиеся определяют температуру в воздушной среде.
Вывод: точную температуру на улице можно узнать с помощью уличного термометра.
Опыт№2
Цель: определение температуры в водной среде на ощупь и с помощью водного термометра
Учащимся 2 класса предлагается определить температуру воды. Для этого необходимо 2 тазика с водой, один с теплой, другой – с прохладной. Необходимо подержать руку 30 секунд в 1 тазике, затем 30 секунд во втором тазике и определить, примерно сколько градусов в каждом. Записать результаты в таблицу наблюдений. Затем измерить водным термометром градусную меру, также записать результаты и сравнить между собой.
№ Опыта Температура воды на ощупь Температура воды водным термометром Вывод
№ 2
Вывод: рукой можно отличить холодную воду от горячей воды, однако при этом нетрудно и ошибиться, что и показал наш опыт.
Более точные данные о температуре воды можно получить при использовании водного термометра.
Опыт №3
Цель: определение температуры тела для оценки состояния организма человека
Данный опыт направлен на формирование умения пользоваться медицинским термометром. Учащимся предлагается каждому измерить себе температуру. Записать ее в дневник наблюдений. Далее учитель проводит физические упражнения и подвижную игру. После этого учащиеся 2 класса заново измеряют себе температуру и записывают в дневник наблюдений.
№ опыта Температура в нормальных условиях Температура после нагрузки Вывод
№ 3
Вывод: после физических упражнений температура тела повышается на несколько градусов из-за теплоотдачи с потовыделением.
4. Завершающий этап:
Подведение итогов на основе результатов проведенных опытов. Учащиеся сделали выводы о способах измерения температуры и о различных термометрах, которыми можно пользоваться при измерении температуры в разных средах.
1. Завершив работу над проектом, мы сделали выводы:
1. Измерение температуры на ощупь имеет свои недостатки, а именно – измеренная таким способом температура не позволяет получить правильные данные о состоянии организма человека в этот период.
2. Температуру в воздушной среде измеряют с помощью уличного термометра, в водной среде – водного термометра.
3. Более точно определить температуру тела можно на основе использования медицинского термометра.
4. Температура тела человека зависит от условий, которые могут влиять на его состояние положительно или отрицательно.
5. Проведенные опыты подтвердили, можно измерить любую температуру, а именно температуру воздуха на улице, тела человека, воды, температуру в помещении, в котором ты находишься с помощью такого прибора, как термометр. Он бывает медицинский, водный, уличный и комнатный.
По результатам проекта учащиеся создали продукт: схема-плакат «Виды термометров», памятка «Как пользоваться термометром?»;
– подведение итогов (учащимся предлагается ответить на вопросы в тесте)
Предполагаемый результат: учащиеся 2 класса смогут ответить на проблемный вопрос исследования, о способах измерения температуры; получение продукта исследования, а именно схемы-плаката и памятки.
Тазики, теплая и холодная вода, уличный, водный и медицинский термометр, дневник наблюдений.
1. Схема-плакат «Виды термометров»
Представляет собой список термометров и их изображения. Описывает разнообразие термометров и особенности каждого их них.
2. Памятка «Как пользоваться термометром?»
Это подробное обоснование правил, соблюдение которых важно для целевого использования медицинского термометра.
Представляет собой точный последовательный алгоритм особенностей использования термометра.
Использование данного проекта на конкурсе исследовательских проектов на школьном и региональном этапах; применение полученных знаний на уроках окружающего мира.
Проведение выше указанных и других опытов месте с родителями для выявления новых фактов/аспектов, отражающих особенности измерения температуры (внеучебная проектная деятельность на основе взаимодействия с родителями)
1. Комаровский, Е. О. «36 и 6 вопросов о температуре.» - М. : Эксмо, 2014. - 160 c.
2. Мельников, А. А. «Измерение температуры биологических объектов» / А. А. Мельников, А. А. Мельников, А. А. Мельникова. - М. : Компания Спутник, 2016. - 304 c.
3. Солнцев, Ю. П. «Температура, что это?» / Ю. П. Солнцев, Б. С. Ермаков, О. И. Слепцов. - М. : Химиздат, 2015. - 768 c.