МААМ-картинки

Теоретические аспекты изучения внимания детей младшего школьного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.

Анастасия Никитушкина
Теоретические аспекты изучения внимания детей младшего школьного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
▼ Скачать + Заказать документы

Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания.

Т. Рибо, например, считал, что внимание связано с эмоциями и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте.

Публикация «Теоретические аспекты изучения внимания детей младшего школьного возраста в общей, возрастной и специальной психологии,» размещена в разделах

Д. Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели.

П. Я. Гальперин рассматривал внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, направленный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечивающих осуществление деятельности на высоком уровне[6, С. 37].

В исследованиях физиологических основ внимания большая заслуга принадлежит отечественным физиологам И. М. Сеченову, И. П. Павлову, А. А. Ухтомскому.

И. М. Сеченов, проводя ряд исследований, сделал вывод, что внимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, по Сеченову, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию.

Устойчивое, концентрированное внимание - результат того, что ребёнок научился управлять своими движениями.

Положения И. М. Сеченова о «рефлексах головного мозга» развил и экспериментально обосновал И. П. Павлов. Его учение об условных рефлексах, о возбуждении и торможении и их концентрации в коре больших полушарий раскрыло физическую основу психических процессов, происходящих в мозгу человека. Павловское учение указывает, что сознание непрерывно связано с сосредоточенностью внимания и представляет собою непрерывную деятельность определённого участка полушарий, обладающего в данный момент оптимальной возбудимостью остальная часть головного мозга находиться в это время в состоянии более или менее пониженной возбудимости. Очаг с оптимальными условиями возбуждения не остаётся неподвижным. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, -пишет Павлов, - и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине. светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Изменения направления внимания человека и говорят о передвижении по коре полушарий очага возбуждения.

И. П. Павлов установил, что наиболее простые, первичные формы внимания имеют физиологической основой безусловные ориентировочные рефлексы.

На основе безусловных ориентировочных рефлексов у человека появляются условные ориентировочные рефлексы, которые вырабатываются благодаря сочетанию раздражителей, дающих непосредственную ориентировку, с раздражителями, вначале безразличными, но в дальнейшем становящимися сигналами, имеющими значение.

Для выяснения физиологических механизмов внимания значение имеет также установленный А. А. Ухтомским «принцип доминанты», представляющий собой «общий рабочий принцип нервных процессов».

Представление И. П. Павлова и А. А. Ухтомского о том, что состояние внимания связано с наличием очага повышенной возбудимости в коре больших полушарий, получило в настоящее время ряд прямых подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Доказано, что любая деятельность, требующая внимания, характеризуется возрастанием доли высоких частот (частот активности) и падением доли низких частот (частот покоя) в электроэнцефалограмме человека.

По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания : произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – один из видов – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте [1, С. 218].

Произвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания.

Устойчивость внимания характеризуется промежутком времени, в течение которого оно может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам. Устойчивость внимания - это его временная характеристика, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают влияние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в форме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания может зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вовлечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени.

Концентрация внимания характеризуется степенью углубленности человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания проявляется при увлеченности интересным занятием, в котором реализуется возможности и способности человека. Концентрация внимания имеет динамический характер. Она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней. От концентрации внимания зависит степень проявления помехоустойчивости субъекта к отвлекающим раздражителям.

Распределение внимания дает возможность человеку одновременно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность распределения внимания связана с приобретением личностью опыта в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельности. Успешное распределение внимания также зависит от характера, выполняемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозможно. Трудно совместить выполнение двух видов интеллектуальной деятельности. Гораздо проще совместить умственную деятельность с практической.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Переключение внимания представляет собой преднамеренное его

перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую. Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, которые возникают у человека в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может быть полным и неполным, завершенным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При незавершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятельность оказала большое впечатление на личность или, если она сомневается в правильности полученных результатов. Показателем степени завершенности переключения внимания является интервал времени, связанный с переходом от одной деятельности к другой, объем, качество, точность работы и количество времени, затраченное на ее выполнение.

Противоположным свойством переключению является отвлечение внимания. Оно происходит в результате непреднамеренного перемещения внимания с основной работы на предметы, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижает качество работы, является причиной ошибок по невнимательности, не позволяет закончить работу в намеченный срок.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В работах Овчаровой Р. В., встречается описание такого свойства внимания как колебание. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании [3; с. 76].

В современной психологии выделяют следующие функции внимания :

1. Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются.

Н. Ф. Добрынин также упоминает о направленности, или избирательности внимания, которая проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких- то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т. д.) четкая программа необязательна.

2. Углубленность и сосредоточенность. Эти функции зависят от трудности решаемой задачи, выбранной деятельности. Чем она сложнее, тем большая углубленность присуща вниманию. Наряду с этим сосредоточенность тесно связана с отвлечением от посторонних дел. Чем выше сосредоточенность, тем менее отчетливо человек воспринимает окружающее.

3. Контроль и регуляция деятельности. Это связано с тем, что, будучи сосредоточенным на выполнении определенного вида деятельности, человек отводит на периферию все остальные дела.

Таким образом, под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Обнаружена тесная взаимосвязь между свойствами внимания. Внимание и его свойства не являются постоянной функцией, они формируются и развиваются в процессе индивидуального развития человека.

Внимание человека развивается в процессе онтогенеза.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни достаточно развито и интенсивно.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второго года жизни ребенка. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.

Таким образом, в первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – начало второго года жизни.

Если в начале (2-3 года) у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к 5-6 годам все больше и больше проявление внимания носит произвольный характер. Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6-8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредотачивать свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд. [2, С. 220]

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу.

Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание [4, С. 58]

К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. При этом переключаемость у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.

Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Особое место для развития произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В школьном возрасте развитие произвольного внимания, также проходит определенные стадии.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. [2]

По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки – 40-45 минут, а старшеклассники – до 50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. В целом можно выделить две основные линии развития психических функций – интеллектуализацию и произвольность [4,С. 43]

В подростковом возрасте качественно улучшаются все основные параметры внимания : объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом

Юношеский возраст характеризуется мощным ростом различных способностей и функций и, благодаря вниманию, достижениями наивысшего уровня. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций. Характерны конструктивные, положительные сдвиги внимания. Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. Наблюдается высокое развитие внимания, которое снижается к 40 годам. [2]

Таким образом, можно определить последовательность основных этапов развития детского внимания :

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. [3,С. 213]

Особенности внимания слабовидящих детей

Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с глубокими нарушениями зрения. Однако полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное от-ражение предметов и явлений окружающей действительности. Следовательно, восполнить эти недостатки в чувственном опыте может активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.

У большинства незрячих или слабовидящих детей патология зрения является врожденной, поэтому ход их психического развития своеобразен и по темпу и по качественной характеристике. Характер реакций и поведение детей с нарушением зрения в младенческом возрасте (2—3-месячных) зачастую не отличаются от тех, что наблюдаются у нормально видящих сверстников. Их внимание непроизвольно по сути и зависит от качества внешних раздражителей: слабовидящих привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, как слабовидящих, так и незрячих — громкие, резкие звуки.

Слуховое внимание (выделение и дифференциация слуховых впечатлений) у незрячих детей прочно связано с развитием и созданием широкого осязательного поля. Однако их меньшая подвижность и активность, более позднее выделение отдельных специфических раздражителей, являющихся сигналами жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира, отрицательно влияют на развитие как непроизвольного, так и произвольного внимания. Однако при благоприятных условиях психического развития таких детей — при активной помощи взрослого в организации общения и активизации деятельности всех сохранных анализаторов — вторичных отклонений в развитии внимания можно избежать.

Одним из важных направлений, способствующим развитию вни-мания у детей с глубоким нарушением зрения, является использование сочетания дистантного слухового и контактного тактильного восприятии, на основе которых укрепляют связи между звуковой характеристикой объекта и его осязательным образом. [5,С. 86]

Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются. К концу дошкольного возраста отмечаются зачатки в управлении вниманием. Однако у младших школьников преобладающим все еще остается непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др., от наглядности, эмоциональной стороны их психики. Объем внимания — 2—3 объекта. Распределение внимания еще слабое. И все же у младших школьников с нарушением зрения начинает формироваться произвольное внимание. В подростковом возрасте оно становится более интенсивным, концентрированным, устойчивым. Однако импульсивность, свойственная психике подросткового возраста, нередко затрудняет управление вниманием. И тем не менее произвольное внимание у подростков продолжает развиваться и связано с формированием интересов и их дифференциацией.

Высокая работоспособность в юношеском возрасте обеспечивается дальнейшим развитием внимания, как непроизвольного, так и в большей степени произвольного. Форма подачи материала не имеет существенного значения. Основная роль, так же как и у зрячих, принадлежит уже содержательной стороне учения.

При разговоре с собеседником свое слуховое внимание незрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию, т. е. так называемую вокальную мимику, на основе которой у них формируется представление о человеке, его искренности, характере и т. п.

У слабовидящих школьников интенсивность и концентрация про-извольного зрительного внимания при выполнении какой-либо де-ятельности не всегда устойчивы.

Недостаточный уровень концентрации произвольного зрительного внимания у слабовидящих школьников подтверждается как школьной практикой, так и исследованиями, направленными на изучение у них письма и чтения.

Таким образом, внимание у детей с неполноценным зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. Это несколько более позднее его формирование, неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, большая утомляемость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П. Я. Формирование внимания //Хрестоматия по общей психологии. - М. : Просвещение, 1981. – 488 с.

2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 387с.

3. Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агенство. - 1996.- 374с.

5. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихо-логия). - М. : Классике Стиль, 2006. - 256 с.

6. Страхов И. В., Внимание и структура личности., Саратов, 1969.- 37с.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста «Пингвины» Цель – привить любовь и гуманное отношение к животным Задачи - 1) познакомить детей с жизнью пингвинов 2) развивать память, внимание, мышление,.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста)Русский народный праздник «Масленица» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста) Праздник «Масленица» (на улице) Цель: Создать условия для совместной познавательно-игровой деятельности детей, атмосферы сотрудничества.

Сценарий праздника ко Дню защиты детей для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Сценарий праздника ко Дню защиты детей На площадке звучит веселая детская музыка. Площадка празднично украшена. Детей встречают Ведущие.

Теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 6 Определение.

Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи Анализируя различные определения понятия «страх», можно прийти к выводу о том, что в них присутствует своеобразная амбивалентность, т. е.

Беседа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Чернобыльская катастрофа: до и после» 26.04. 2016 года исполняется 30 лет Чернобыльской катастрофе, эта беседа посвящена событиям на Чернобыльской АЭС. Беседа Для детей младшего.

Викторина для детей младшего школьного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Свинопас»Викторина для детей младшего школьного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Свинопас» Предлагаю вашему вниманию викторину по сказке "Свинопас", которую мы составили совместно с моей дочерью и нарисова рисунок к произведению.

Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста «Братья наши меньшие» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты изучения внимания детей младшего школьного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
Опубликовано: 16 августа 2016 в 22:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические аспекты изучения внимания детей младшего школьного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Никитушкина (УИ 651900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД