Получи документы

Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Особенности и проблемы работы ДОУ с родителями

Елена Чугурова
Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Особенности и проблемы работы ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Взрослый мир назвал детей «цветами жизни». Возможно, отсюда берет свое название «детский сад». Ф. Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность ее «питания», «возделывания» завещал нам, садовникам и садовницам, нежное обращение с детьми.

Детский сад должен быть таким учреждением, чтобы не нанести вред ранимой душе ребенка, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства.

Публикация «Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, Особенности и проблемы работы ДОУ с родителями» размещена в разделах

Работа в МБДОУ ведется на основании следующих нормативных документов: Закона РФ «Об Образовании», Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка, СанПиН 2.4.1.2660-10 (Детские дошкольные учреждения) и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ДОУ.

Преобладающее большинство родителей (социологи называют цифру 80%) предпочитают по достижении ребенком полутора-двух лет воспитывать его в детском саду. На вопрос «почему?» самым популярным ответом является «желание создать благоприятную ситуацию для личностного развития». Второе место, занимает ответ, указывающий на стремление родителей своевременно подготовить ребенка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающий детский сад как форму социальной поддержки. Поскольку родители выбирают детский сад, чтобы «создать благоприятную ситуацию для личностного развития ребенка», то весьма значимым для них является профессиональный уровень воспитателей, а также оценка, которую воспитатели дают достижениям их ребенка. Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных факторов, но и под воздействием реально разворачивающихся взаимодействий со специалистами дошкольного образовательного учреждения (заведующей, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и др.).

Педагогический труд невозможно представить без сотрудничества родителей и воспитателей. Педагогами разработана целая система взаимодействия с родителями. Начинается она со знакомства в адаптационной группе. Затем, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, она расширяется и углубляется через различные формы сотрудничества. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать, а нередко вспыхивает с новой силой.

Рассмотрим подробнее формы работы с родителями в детском саду.

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей :

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада [11].

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Ненавязчивая помощь и поддержка воспитателя позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Для этого используется такая форма, как посещение семьи ребенка педагогом. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частые задачи. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем, настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи : как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Можно выделить два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно постараться организовать компактной, но эффективной.

Основные принципы организации работы с семьей :

*Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

*Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

*Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

*Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

*Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Знание воспитательных возможностей семьи - важная, но не единственная составляющая рассматриваемого направления взаимодействия сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития и воспитания дошкольников. К ним относятся: «День открытых дверей», а также беседы и консультации, родительские собрания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. На это мероприятие приглашаются не только те родители, дети которых пойдут в детский сад, но и родители воспитанников этого МДОУ.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.

Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом и воспитателями. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего МДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На них родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях МДОУ и семьи. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Мы рассмотрели традиционные формы взаимодействия дошкольных учреждений с родителями.

Публикации по теме:

Организация психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях реализации ФГТ нового поколения В соответствии с ФГТ нового поколения организация психолого-педагогического сопровождения семьи в группе общеразвивающей направленности.

Конкурс «Открытка для Мамы»Конкурс «Открытка для Мамы» Данный конкурс содержит в себе следующие задачи: - развитие творческого потенциала ребенка; - приобщение родителей к участию в жизни детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Особенности и проблемы работы ДОУ с родителями
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 08:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Особенности и проблемы работы ДОУ с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чугурова (УИ 122548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД