Получи документы

Теоретические основания необходимости развития речи в раннем возрасте

Елена Сикачева
Теоретические основания необходимости развития речи в раннем возрасте

Теоретические основания необходимости развития речи

в раннем возрасте

Ранний возраст - это период наиболее активного развития организма ребенка. Те изменения, которые происходят в развитии ребенка в первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, именно возраст три года называют «золотой серединой» в психическом развитии ребенка. Одним из основных достижений данного возраста является развитие речи.

Публикация «Теоретические основания необходимости развития речи в раннем возрасте» размещена в разделах

В настоящее время в психологии есть разные мнения и подходы к определению, что такое речь. Рассмотрим некоторые из них.

Возьмем за основу определение, данное психологическим словарем: речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Проблема речевого развития ребенка в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов поднимается достаточно часто.

Рассмотрим точку зрения Р. С. Немова. По его мнению, «речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека». В развитии речи он отмечал, что отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее у детей ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением. То есть одно слово функционально приближено к предложению. Так же педагог-психолог отмечает, что примерно между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2—3 слова). На третьем году жизни ребенок переходит к флексийной речи. И это уже качественно новый уровень овладения языком.

Важно и то наблюдение, что в 2-2,5 года речь ребенка представляет собой простую последовательность главных предложений; придаточных предложений нет. Главные предложения очень слабо связаны или не связаны союзами. Затем, приблизительно с 2,5 лет, начинают появляться придаточные предложения. В речи ребенка появляются отношения подчинения (между придаточным предложением и главным, и соподчинения между различными придаточными предложениями). Речь усложняется. В высказываниях выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, они связываются между собой пространственными, временными отношениями. Такую характеристику дает Р. С. Немов речи ребенка трех лет.

Стоит отметить, что с точки зрения С. Л. Рубинштейна, раннее появление в речи ребенка различных причинных форм, а затем и различных логических отношений говорят об умственном развитии ребенка. Хотя оперирование словами, выражающими отношения причинности, противопоставления не доказывает, что ребенок вполне осознал те принципы или отношения, для выражения которых эти формы служат в речи взрослых. Таким образом, вслед за ученым, можно сделать вывод, речь оказывает определенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, включаются процессы формирования речевых форм. Эти формы, опережая уровень интеллектуального развития, являются отложившимся в речи выражением общественного сознания.

Развитие связной речи имеет особое значение, подчеркивал С. Л. Рубинштейн. Что же такое связная речь в понимании исследователя? Связная речь – это речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Связность речи означает правильность речевого оформления мысли с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь — это, прежде всего, понятная речь. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту или иную частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно из самого контекста речи; это контекстная речь.

Различая, таким образом, ситуативную и контекстную речь по главной ее черте, С. Л. Рубинштейн указывал, что нельзя их противопоставлять. Любая речь имеет некоторый контекст, и любая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией. Ученый заметил, что когда у 3-летнего ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне на ситуативную и не вытесняет ее; они существуют вместе, причем ребенок, как и взрослый, пользуется периодически то одной, то другой в зависимости от характера самого общения и того, что нужно сообщить.

В процессе развития речи ребенка есть период, который лишь в исключительных случаях продолжается долго. Л. С. Выготский назвал его «малой речью». «Речь сразу начинает расшатывать сенсомоторное единство, разбивать ситуационную связность ребенка».

Далее Выготский продолжает: понять новое в отношениях ребенка со средой можно, проанализировав детскую речь. Важно понимать, что развитие речи как средства общения и средства понимания речи окружающих представляет собой главную линию развития ребенка и значительно меняет отношения ребенка к окружающей среде. Исследователь обращает внимание и на то, что речь выступает как деятельность, связанная с людьми, — в форме диалога. Если речь выступает в коммуникативной функции, она связана с произнесением и говорением, проявляется в звучании. Это означает, что речь состоит из отдельных звуковых элементов, символизируемых при письме. Вот что об этом говорит педагог. В языковом развитии не существует фонемы в абсолютном смысле, есть лишь относительное рассмотрение одной фонемы на фоне других. Овладев структурой фонемы и фона, ребенок овладевает структурой в целом. Таким образом, звучащая речь подчинена речи смысловой. Это поэтапный процесс и достаточно сложный для ребенка 3 лет, но он при правильной организации педагогической и воспитательной деятельности идет достаточно активно и успешно.

А. А. Леонтьев рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность, он выделял ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Особенности речевой деятельности 3-летних детей, по мнению специалиста, это слияние целей и мотивов, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например, в игровую. У ребенка потребность в овладении речью возникает из разнообразных видов деятельности. Наличие мотива - важное условие как для восприятия речи, так и для ее активного использования. В результате - речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. И это важный момент для каждого педагога, работающего с 3-летними детьми, поскольку в это время нужно проявлять максимум внимания к тому, как ребенок овладевает речью и исследует ее.

Рассмотрим точки зрения западных педагогов и психологов на вопрос развития речи детей. Среди зарубежных психологов, занимавшихся проблемой развития речи, следует отметить Ж. Пиаже. Он писал, что у детей в возрасте 3 лет наблюдается тенденция к монологизированию. Каждый из нас мог наблюдать, что ребенок в этом возрасте часто произносит свою речь вслух, и при этом ни к кому не обращаясь. Эти монологи Ж. Пиаже назвал эгоцентрической речью, связывая ее со своей теорией эгоцентризма. Выделим основные характеристики эгоцентрической речи, обоснованной Пиаже :

1) речь протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее и с этим связаны особенности ее содержания и структуры; она не служит целью сообщения, и передачи некоей информации другим людям; эта речь не для другого, а для себя;

2) будучи речью для себя, она в соответствии с этим не учитывает точки зрения другого;

3) она и есть речь ребенка о себе. «Всякая эгоцентрическая речь по своей структуре занимает промежуточное место между аутистической мыслью и направленным пониманием».

Монологическую речь, как речь эгоцентрическую, психолог противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь, согласно теории ученого, это речь, которая выполняет функцию сообщения. К социализированной речи Пиаже относит различные формы приспосабливающейся информации, сообщения мыслей, вопросы и ответы, критику, приказания, просьбы. «Речь ребенка более эгоцентрична, чем наша, и что она представляет собой середину между аутизмом в строгом смысле слова и социализированной речью», - пишет Пиаже.

Пиаже считает, что эгоцентрическая речь является генетически первичной; по его мнению, социальная речь развивается из нее или даже путем ее замещения. Это положение о развитии речи связано с общей концепцией Пиаже, где эгоцентризм является первичным фактором, определяемым природой ребенка, а последующее его развитие происходит путем происходящей извне социализации, вытесняющей исходный заложенный в природе ребенка эгоцентризм. Именно в эгоцентрической речи ученый всячески ищет фактическую основу для теории эгоцентризма.

Пиаже пытался объяснить монологическую речь как речь эгоцентрическую. Но, по мнению отечественных педагогов, эта попытка оказалась в целом ошибочна. Такую точку зрения разделяем и мы. «Эта речь эгоцентрична, - утверждает Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, и главным образом потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника». Важно понимать, что с самого начала, как только у ребенка появляется речь, она социальна. Более сложные формы коммуникативной речи как средства общения развиваются из элементарных форм такой речи, а не из речи эгоцентрической. Эгоцентрическая, то есть монологическая, речь является своеобразным побочным явлением. Она развивается на основе диалога, поэтому нет никаких оснований для той интерпретации, которую дает Пиаже. Он искусственно стремится использовать это явление как основу для своей теории эгоцентризма.

В системе другого исследователя, В. Штерна, мы видим чисто интеллектуалистический взгляд на детскую речь и ее развитие. «Человек, - размышлял он, - на известной стадии своего духовного развития приобретает способность, произнося звуки, иметь нечто в виду, обозначать нечто объективное». К чему же приводит подобное понимание детской речи? Ребенок в 3 года совершает одно из величайших открытий – он понимает, что «каждому предмету соответствует служащий для его обозначения звуковой комплекс, то есть всякая вещь имеет свое имя». Штерн таким образом, утверждает, что у ребенка идет «пробуждение в сознании символов и потребности в них».

Переломный и решающий для всего речевого развития момент, открыт Штерном верно, но неверно объяснен с интеллектуалистической точки зрения. Штерн выделил два симптома, по которым можно определить наличие этого переломного момента и их значение в развитии речи трудно переоценить :

1) возникающие тотчас же так называемые вопросы о названиях;

2) резкое увеличение словаря ребенка.

Активное обогащение словаря проявляется в том, что ребенок сам ищет слово, интересуется о названиях предметов, и указывает на совершенно новую фазу, принципиально отличающуюся от прежней, в развитии ребенка : от сигнальной функции речи ребенок переходит к сигнификативной, к созданию и активному воспроизведению звуков. Ученый пытается учесть и роль подражания, и самопроизвольную деятельность ребенка в развитии речи. «Мы должны здесь применить, - говорит он, — понятие конвергенции: лишь в постоянном взаимодействии внутренних задатков, в которых заложено влечение к речи, и внешних условий в виде речи окружающих ребенка людей, которая дает этим задаткам точку приложения и материал для их реализации, совершается завоевание речи ребенком». Отчасти это так, но, на наш взгляд, это слишком узкое понимание роли речи в жизни ребенка и процессов развития речи у малышей.

Таким образом, исследовав проблему речевого развития детей третьего года жизни в отечественной и зарубежной психологи, мы пришли к пониманию различия их взглядов. Отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев считают, что речь оказывает значительное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством передачи информации, выступает как деятельность. Зарубежные психологи Ж. Пиаже, В. Штерн указывают, что речь ребенка направлена исключительно на себя, тем самым, не выполняет коммуникативных функций. Возникновение речи обусловлено врожденными задатками, генетически ее развитие строится на основе подражания речи взрослых. Западные исследователи демонстрируют узкий и односторонний подход к изучению вопроса развития речи детей. Мы придерживаемся более широкого понимания процессов развития речи у детей и реализуем комплексный подход в решении педагогических и воспитательных задач.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Досуг, посвященный 240-летию основания Большого театраДосуг, посвященный 240-летию основания Большого театра (28 марта 1776 год) «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души». АРИСТОТЕЛЬ. Цель. Систематизировать знания.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основания необходимости развития речи в раннем возрасте
Опубликовано: 23 июня 2021 в 18:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД