Ольга Варфоломеева
Теоретические основы развития основ декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Психолого-педагогические основы развития декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием декоративно-прикладного искусства
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Публикация «Теоретические основы развития основ декоративного творчества у детей дошкольного возраста под влиянием городецкой росписи» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Народное искусство, по словам А. В. Бакушинского, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей деятельности.
Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. [1,с. 54]
Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.
А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы – матрешки мал-мала-меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно. Символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности. [53, с 7]
Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. [3,5,33,45,57,62]
Коллективность творчества – важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Традиционность – народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.
Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т. д. Например, Хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь.
Следующая существенная черта народного искусства – его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней. Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Я. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира. [62,с. 76]
Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений. [47, с. 138]
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Т. Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей : «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед педагогами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное. [63,с. 21]
Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходили из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Известный педагог Е. А. Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действия, свободы творчества. [61, c.23]
Народное искусство может использоваться в педагогическом процессе в трех направлениях:
1) для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-создает эстетическую среду;
2) с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривания изделий народных мастеров, росписи, вышивок) ;
3) для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения.
Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и, как показала наша работа с детьми, эффективно способствовало развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое) обладает существенными индивидуальными развитиями.
Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми.
На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.
Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- логическое.
Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствуют удовлетворению потребности детей в самоутверждении.
Эмоционально - положительное отношение художественной деятельности – залог успешного овладения этой деятельностью и развития детского творчества.