Вероника Афонасова
Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития
творческих способностей дошкольников
(Методическая разработка)
Исполнитель:
Афонасова Вероника Николаевна
МБДОУ № 145
К Е М Е Р О В О 2009
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение:
1.1. Теоретико-методические основы формирования
художественно-творческих способностей у детей
в процессе музыкально-ритмической деятельности 3
1.2. Возможности формирования художественно-творческих
Публикация «Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
способностей средствами музыкально-ритмической
деятельности 4
2. Содержание, формы и методы формирования
художественно-творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста
(практическая часть) 8
Заключение 9
Библиография 10
ВВЕДЕНИЕ
Все дети дошкольного возраста любят двигаться, особенно под
музыку. Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Поэтому одной из важнейших задач педагога, я считаю, это поддержка интереса ребёнка к самовыражению в музыкальном движении. Для этого важно научить детей тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, так как в музыкально-ритмической деятельности музыка является ведущим компонентом.
4
Теоретико-методические основы формирования художественно-творческих способностей у детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Значение музыкально-ритмической деятельности всегда подчёркивалось выдающимися педагогами – основоположниками дошкольного воспитания. Швейцарский педагог Э. Жак - Далькроз в начале 20 века разработал систему ритмического воспитания, он считал, что специально подобранные упражнения развивают у детей музыкальный слух, память, внимание пластичную выразительность.
В нашей стране музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников уделяли внимание такие педагоги, как Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Е. Н. Соковнина, А. Н. Зимина и другие. В частности, А. Н. Зимина разработала комплекс образных упражнений, с помощью которых можно научить детей свободным, лёгким, четким движениям. Этот комплекс представляет собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения,
выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полёт самолётов, некоторые действия рабочих профессий. Педагогу необходимо объяснить и показать детям выполнение этих движений. Но при этом, чтобы не помешать проявлению детского творчества, педагог не должен давать детям точные образцы движений. Он даёт примерный образец и предлагает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки. Педагог требует от детей эмоционально-выразительного исполнения образов, осознанного отношения к своей роли и более качественного выполнения движений. С. И. Бекина и её соавторы по сборникам «Музыка и
5
движение»,М., «Просвещение», 1983 г., главной задачей педагога считают создание эмоционального настроя у детей во время занятий Их требования
к педагогической деятельности музыкального руководителя:
художественное исполнение музыки, выразительный показ при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение, умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.
Н. А. Ветлугина и её творческий коллектив считают, что движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Благодаря музыкально – ритмической деятельности развиваются познавательные способности в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребёнок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Музыкально-ритмические движения заставляют ребёнка переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность. Главный вывод этих авторов такой: занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Творческая группа музыкальных руководителей под руководством Е. П Раевской утверждают, что музыкально-ритмическая деятельность помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма,
6
мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д. Для того, чтобы музыкальная игра, хоровод или
пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с
содержанием музыки. Музыкально-двигательные упражнения, предлагаемые ими в сборнике «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»,М, «Просвещение»,1991 г., помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углубление и уточнению музыкального восприятия детей.
Педагог-практик Е. Д. Макшанцева в своём сборнике «Детские забавы» говорит о том, что игры с элементами упражнений способствуют хорошему физическому развитию ребёнка, делают занятия с детьми интересными и занимательными.
Автор программы «Ритмопластика» и редактор журнала
«Музыкальная палитра» А. Буренина в номерах 2 - 4 за 2007 год
рассматривает тему музыкально-ритмической деятельности дошкольников с точки зрения воспитания у них творческих способностей. Она отмечает, что очень важна и сложна задача формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и выполнять определённые перестроения. Для этого необходимы достаточно длительный период времени, единство требований со стороны педагогов, а также постоянное подкрепление навыков. Эффективность развития двигательных качеств зависит от возрастных, индивидуальных возможностей, систематичности занятий, от мастерства педагога. Его первая задача, по Бурениной – внушить уверенность в себе,
не делая замечаний. Главное – получение ребёнком удовольствия, радости
от самого процесса движения под музыку. Второй задачей автор считает обогащение двигательного опыта детей разнообразными телодвижениями
7
под музыку. Это и подражание взрослым и сверстникам, и возможность спонтанно двигаться под музыку в своё удовольствие. Третья задача – научить детей «видеть ушами», фантазировать под музыку.
8
Содержание, формы и методы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами
музыкально-ритмической деятельности (практическая часть).
Мой многолетний педагогический опыт в должности музыкального руководителя вылился в создание пособия «Музыкальные образно – игровые упражнения «Пой и двигайся, как я», в котором я являюсь автором музыки, положенной на стихи Инны Светловой, комплекс движений разработан хореографом Инной Зенкевич и сборник «Хороводы и пляски для малышей и детей постарше», стихи и музыка в большинстве произведений написаны мной, а движения разработаны также И. Зенкевич. Причиной создания этих пособий стала недостаточность репертуара для младшего дошкольного возраста, насущная необходимость тематических хороводов и плясок. Пение и движение тесно связаны в этом возрасте, детям 2-4 лет легче воспринимать образы в сочетании со словами. В этом возрасте рано говорить о творчестве, в основном это репродуктивная деятельность детей. По показу взрослого, подпевая, дети способны передать и характер персонажа, и настроение музыки, эмоционально откликнуться на музыку и, особенно, пение педагога.
С детьми старшего дошкольного возраста песенки из сборника «Пой и двигайся, как я» сначала разучиваются как голосовые упражнения. Затем педагоги предлагают им самостоятельно, проявляя фантазию и творчество, выполнить соответствующие движения. Хороводы и пляски из второго сборника очень доступны для детского исполнения и в вокальном, и в двигательном отношении, дети с удовольствием исполняют этот репертуар не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной деятельности – в играх, на прогулках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую
активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Всё это наполняет
ребёнка радостью, а создать радостным пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
БИБЛИОГРАФИЯ 10
1. Зимина А. Н. «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет», М., 2001г.
2. Макшанцева «Детские забавы», М., «Просвещение», 1991г.
3. «Методика музыкального воспитания в детском саду», ред. Н. А. Ветлугиной, М., «Просвещение», 1989г.
4. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», сост. Е. П. Раевская и др., М., «Просвещение»,1989г.
5. «Музыка и движение», авт. - сост. С. И. Бекина и др., М., «Просвещение», 1984г.
6. «Музыкальная палитра», № 2, 3, 4, 2007 г., стр. 2
Приложение «Пой и двигайся, как я. Музыкальные
образно – игровые упражнения»
Приложение «Хороводы и пляски для малышей и детей постарше»
Р Е Ц Е Н З И Я
на методическую разработку «Пой и двигайся, как я. Музыкальные образно-игровые упражнения» В. Афонасовой
Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте – наиболее сензитивном периоде для усвоения способов творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлена роль музыкально-ритмической деятельности для формирования художественно-творческих способностей;
- определена сущность и структура специальных компонентов художественно-творческих способностей к музыкально-ритмической деятельности;
- определены и экспериментально проверены педагогические условия их целенаправленного формирования;
- предложена система формирования художественно-творческих способностей у детей.
Аттестуемая является автором музыкальных сочинений, посвящённых композициям движений. Музыке принадлежит особая роль из-за её эмоционального воздействия на ребёнка, на весь его организм, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей.
Музыкальный материал объединяется в единый комплекс: музыка, драматизация, пластика, танец, пение.
В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, происходит активное формирование как специальных способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуру художественно-творческих способностей, таких, как эмоциональная отзывчивость, интеллект, инициатива, творческая активность, поиск нестандартных способов передачи замысла и т. д.
Практическая часть может быть предложена педагогам начальных классов, музыкальным руководителям и хореографам детских садов. Музыкальные сочинения расширят художественно-эстетические впечатления дошкольников, а также дополнят содержание преподавания и могут быть использованы при повышении квалификации педагогов, музыкальных руководителей и т. д.
Доцент кафедры гуманитарных и художественно эстетических дисциплин КРИПК и ПРО Н. В. Лёзова