МААМ-картинки

Теория и практика космического воспитания в педагогике М. Монтессори

Марина Антонова
Теория и практика космического воспитания в педагогике М. Монтессори

Автор: Антонова Марина Сергеевна

Армавир, 2020

В двадцать первом веке существуют такие проблемы как глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, управление природными ресурсами, влияние промышленного развития, защита исчезающих видов, ответственное использование биотехнологии и другие глобальные проблемы. Воспитание ответственности подрастающего поколения за сохранение окружающего мира и за судьбу человечества приобретает все большее значение для современного образования. Поэтому актуальность приобрело космическое воспитание, которое, по Монтессори, означает сохранение и развитие у ребенка полной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Публикация «Теория и практика космического воспитания в педагогике М, Монтессори» размещена в разделах

Следуя различным «космическим» теориям (Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др., Монтессори видит во всем созданном творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место» [6]. Космическая теория, по мнению М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения [4].

Ведущей идеей космического воспитания является раскрытие перед ребенком мира в его единстве и разнообразии, начиная с зарождения Вселенной и до современной жизни человека[5].

Космическое воспитание – не предмет и даже не предметная область, а принцип, которому подчинено воспитание и обучение [3].

Е. Ефимова пишет, что космическое воспитание идеально подходит для детей от 6 до 12 лет, потому что М. Монтессори выделяла 4 фазы или стадии развития ребенка и данный возраст входит во вторую фазу. В этот период у ребенка происходит усиление внимания к внешнему миру и общению вне семьи, переход от наглядно-образного мышления к абстрактному и повышенный интерес к морали [2].

В Монтессори-педагогике все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение.

В Монтессори-классе по стандарту AMI (Международной Ассоциации Монтессори) нет зоны формирования представлений об окружающем мире (зоны космического воспитания, помещение делится на зоны УПЖ (упражнения практической жизни, сенсорики, родного языка и математики. «То, что называют космосом, на самом деле просто сенсорные и языковые расширения», объясняет Монтессори-педагог Юрий Филёв [1].

Но условно в зону космического воспитания включается [1] :

Центр представлений о географии (континенты и страны, природные зоны, солнечная система);

Центр представлений о зоологии (классификация животных, среда обитания, строение, развитие);

Центр представлений о ботанике (гербарий, классификация, среда обитания растений, строение);

Центр представлений о времени (линии времени, календари);

Центр представлений о науке (опыты и эксперименты).

Данные центры могут пополняться пособиями, сделанными своими руками. Вдохновившись идеями космического воспитания, мы изготовили лэпбук для дошкольников подготовительной группы на тему «Космос» (Приложение 1, в который входят такие пособия:

Пазлы «Собери ракету», развивающее и интересное занятие, которое увлекает детей.

Серия игр и упражнений по теме «Космос», направленных на всестороннее развитие детей.

Портреты и описание «Первых космонавтов», которые знакомят с историей первых космонавтов.

Знаки зодиака, о которых узнают дети.

Космические раскраски, которые развивают мелкую моторику, навыки письма, фантазию, пространственное мышление и т. д.

«Лепим и мастерим», здесь собраны схемы лепки и конструирования на космическую тематику.

Картотека опытов и экспериментов, которые воспитатель может использовать при знакомстве детей с окружающими явлениями.

Загадки о космосе, которые могут формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, но и развивать мышление.

Танграм с космическими схемами, который развивает усидчивость, внимание, умение концентрироваться на деталях, воображение, логическое мышление и т. д.

Кроссворд, который развивает деятельное запоминание, что повышает уровень эффективности усвоения материала в несколько раз.

Также мы изготовили макет «Солнечной системы» (Приложение 1) из старых елочных игрушек, пластилина, картона, ниток, цветной бумаги. Он поможет расширить и уточнить представления у детей о планетах солнечной системы.

Еще мы сделали макет карты мира и животных разных стран в электронной версии (Приложение 2, идея была взята у педагога раннего развития Куприяновой Анны. Данный макет можно распечатать в большом формате и в игровой форме изучать материки, страны, животных и т. д.

В настоящее время много детских садов муниципальных, а также частных, используют педагогику Монтессори. Монтессори-педагоги проходят различные курсы, тренинги, семинары по самообразованию, например, в 2019 году в городе Сочи проходил семинар «Расширение языка в сенсорику, природу и культуру» - часто это называют «Космической зоной». На семинаре Татьяна и Йоахим Даттке, педагоги Association Montessori Internationale и ведущие многочисленных проектов и тренингов в России, Украине, Белоруссии и т. д., проводили отдельные занятия курса. На семинаре обсуждали вопросы по космическому воспитанию.

Таким образом, космическое воспитание помогает подготовить детей успешно справляться с задачами, которые ставит перед ним современная реальность – это забота об окружающей среде. Также ребенок получает представление о взаимодействии предметов и явлений, истории, культуре народов и, конечно, познает себя.

Список литературы

1. Гончарова, Н. Монтессори-среда : деление на зоны [Электронный ресурс] / Н. Гончарова. - 2017. – Режим доступа : https://mchildren.ru/montessori-sreda-delenie-na-zony/

2. Ефимова, Е. Космическое воспитание - педагогика Монтессори [Электронный ресурс] / Е. Ефимова. - 2016. – Режим доступа : https://mirkultura.ru/kosmicheskoe-vospitanie-osnova-nachalnogo-obrazovaniya-montessori-evgeniya-efimova/

3. Монтессори, М. Школа Монтессори / М. Монтессори ; пер. : К. Е. Сумнительный, С. И. Сумнительная. – М. : АСТ, 2016. – 224 с.

4. Тарасенко, Н. Г. Место идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» в формировании мировоззрения человека XXI века / Н. Г. Тарасенко // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. Педагогика. – Белгород, 2006. – Вып. 1. – С. 282–289.

5. Хилтунен, Е. Воспитываем детей по методу Марии Монтессори / Е. Хилтунен ; под ред. Д. Филатовой. – М. : АСТ, 2018. – 288 с.

6. Хуторской, А. В. Космическое ли это воспитание? [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. – Режим доступа : https://www.ug.ru/old/95.26/121.html

Публикации по теме:

Оформление космического уголка «Дорога к звездам»Оформление космического уголка «Дорога к звездам» Именно так называется наш космический уголок, который совместно оформили воспитатели МАДОУ «Детский сад № 21» г. Энгельса, Саратовской области.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Планета Земля с высоты космического полёта»Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Планета Земля с высоты космического полёта» семьи Б. Полины Прошло 10 дней с того момента, как в нашей стране объявили всеобщую самоизоляцию с недопустимостью распространения короновируса.

Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в КалининградеФотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Мастер-класс «Рисование космического пейзажа в подготовительной к школе группе в смешанной технике «Галактика Млечный Путь»Мастер-класс «Рисование космического пейзажа в подготовительной к школе группе в смешанной технике «Галактика Млечный Путь» В подготовительной группе дети продолжают знакомиться с загадочным миром космоса, больше узнают о достижениях ученых, технике, космонавтах,.

Мастер-класс «Эмблема первого космического полёта»Мастер-класс «Эмблема первого космического полёта» В настоящее время каждый пилотируемый космический полёт имеет свою эмблему или логотип. Эмблемы экипажей Российских космических пилотируемых.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы»Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Презентация «Детский творческий проект по конструированию Лего-модели космического корабля «Серебряная акула»Презентация «Детский творческий проект по конструированию Лего-модели космического корабля «Серебряная акула» Творческий проект «Юные техники и изобретатели — 2019»: конструирование Лего-модели космического корабля «Серебряная акула» ЛЕГО–конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и практика космического воспитания в педагогике М. Монтессори
Опубликовано: 30 мая 2020 в 00:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД