Лучший педагог года

Терапевтические сказки в работе с детскими страхами

Анна Красавина
Терапевтические сказки в работе с детскими страхами

Сказкотерапия как и многие другие прогрессивные терапевтические методы в психологии возникли недавно. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т. Д. Занкевич-Евстигнеева, директор Института сказкотерапии, созданного в Санкт-Петербурге в 1997 году. Она определяет сказкотерапию как метод подбора точных слов и точных сказок для каждого человека, и ребенка, и подростка, и взрослого.

Публикация «Терапевтические сказки в работе с детскими страхами» размещена в разделах

1. Комплексная Сказкотерапия© - это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов.

2. Комплексная Сказкотерапия© - это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.

3. Комплексная Сказкотерапия© - это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии©, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями

4. Комплексная Сказкотерапия© - это система представлений об уникальном узоре судьбы человека, складывающемся из индивидуального переплетения универсальных архетипов, архетипов мужских и женских, архетипических сюжетов, сюжетов отношений и «родового наследства». Сказкотерапевт-консультант работает с узором судьбы человека.

Врач-сказкотерапевт А. В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс васпитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы». Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия – это еще и процесс «воспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения».

Отметим так же определение И. В. Вачкова: интегративная сказкотерапия – это такое направление практичсекой психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки (и близких ей жанров, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

• она связана с мощнейшими ресурсами бессознательного за счет своей архетипичности;

• она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека и является своеобразной энциклопедией человеческих проблем и поведенческих паттернов;

• она метафорична;

• она способна продолжать творческую активность человека.

В настоящее время среди сказкотерапевтов широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Естигнеева, которая включает в себя художественные (народные и авторские, психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Терапевтические сказки – это волшебный жанр, природа которых строится на древних ритуалах, связанных с глубинными процессами нашего бессознательного. И так как для наших предков, сказки являлись формой выражения внутреннего мира, так и для современных людей сказки играют немаловажную роль. Ближе всего к внутреннему миру сказки, конечно же, дети. Ребенку понятны сюжеты, и даже глубокий смысл, вложенный в сами традиционные сказки. Сюжеты волшебной сказки странны с точки зрения рационального сознания. И пусть действия происходят в особом пространстве, и главный герой отправляется «за-тридяведь-земель» или «туда-не-знаю-куда», «затем-незнамо-зачем». При этом ребёнок почему-то сразу понимает и улавливает общий смысл сказки. Ему понятно, когда животные разговаривают с людьми, а Баба-Яга пытается сварить мальчика и «обглодать его косточки», или после того как сказочного героя сварят в котле он остается жив. Всё это рассказывается как реальная история, где мир функционирует по иным правилам, и в этом мире всегда присутствует тайна. Следовательно, для эффективной терапевтическойработы со страхами нам иногда полезно (терапевтические метафоры) и опуститься в этот волшебный мир ребёнка.

Метафора — непростой термин по причине своей широкой распространенности и нечеткости употребления. Поэтому мы посчитали необходимым кратко изложить основные узловые элементы в теоретическом понимании метафоры, раскрывая специфику именно терапевтической метафоры.

Метафора, в самых общих чертах, это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу сходства или контраста. «Задача метафоры вскрыть смысл описываемого предмета». Что она успешно делает, характеризуя словом, принадлежащим к одному классу, слово из совершенно другого класса. Общеизвестно, что метафора представляет собой определенный способ мышления, ведь «перенос значения с известного на неизвестное (описываемое) — один из способов усвоения новой информации».

При проведении индивидуальных коррекционных и психотерапевтических занятий с ребенком использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы.

Во-первых, метафора является прекрасным средством установления контакта с ребенком. Тем самым она снимает напряжение с психолога, переживающего о том, «как начать». «Привет, сейчас я расскажу тебе интересную историю»,— такое знакомство сразу переводит ваше общение в плоскость сотрудничества с ребенком, уничтожая монолог, ведет к диалогу. Для ребенка, в свою очередь, вы сразу становитесь фигурой, которую он может легко «вставить» в свою картину мира — «тем, кто рассказывает сказки».

Во-вторых, метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики

психологических трудностей ребенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисунка,

выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки — все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка.

В-третьих, метафора может являться основой для дальнейшего построения вашей психотерапевтической работы. Она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний, требующих

непосредственной психотерапевтической проработки. Чаще всего с детьми используется работа с

рисунками. В таком случае рисунок воспринимается как проекция сознания ребенка и, значит, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.

В-четвертых, метафора имеет собственную ценность. С одной стороны, это предоставление ребенку различных вариантов преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. Задача психолога здесь — помочь ребенку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения в его жизни.

С другой стороны, длительная работа со сказками приводит к формированию у ребенка «механизма самопомощи».

Дело в том, что систематическое предъявление детям метафор, даже не всегда соответствующих реальным проблемам ребенка, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».

Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он сознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся, и «ты наверняка победишь трудности».

Алгоритм терапевтической сказки :

1. Описание главного героя. Главный герой должен быть похож на самого ребенка, у него должны быть общие черты характера, так как ребенок идентифицирует себя с персонажем. Дети до 5 лет лучше понимают принимают сказки, где главный персонаж – животные.

2. Описание жизни главного героя. Описываем его так, чтобы ребенок находил сходство со своей реальной жизнью.

3. Помещаем главного героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию клиента. Приписываем герою все переживания ребенка.

4. Вместе с героем ищем выход из сложившейся ситуации. Герой может встретить различных существ, которые оказались в такой же ситуации и может использовать этот вариант решения конфликта, или встретить помощника, волшебного и мудрого наставника, который ему суть происходящего и даст алгоритм решения, либо встречается с другими героями, у которых такие же проблемы, как у него и смотрит, как они решают,а затем подражает им.

Здесь главная задача – через сказочные образы показать ребенку ситуацию с другой стороны и показать альтернативные модели поведения.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления, за что получает какую-то награду.

КАК РАБОТАТЬ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

1. Знакомство со сказкой.

2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.

3. Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).

4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.

5. Осознание связи с жизненными реалиями.

6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для данного клиента (читателя).

7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.

8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).

9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.

Следует отметить, что ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛЮБЫХ ЭМОЦИЙ указывает на то, что сказка отозвалась в сердце человека, а зашифрованные в ней смыслы актуальны для его развития и разрешения текущих жизненных уроков. Бывает, сказка вызывает у читателя слезы. Так на бессознательно-символическом уровне ПРОИСХОДИТ ОЧИЩЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ К ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СОБЫТИЙ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА. При работе с терапевтической сказкой можно встретиться с сопротивлением и несогласием читателя. Чаще всего это свидетельство проявления некой отрицаемой или вытесняемой им проблемы.

Любые выявленные эмоции – прежде всего знак необходимости глубинной работы, происходящей внутри человека. Запущенная благодаря сказке, эта РАБОТА ИМЕЕТ СВОЙ ЦИКЛ И ЗАВЕРШИТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК. Даже если она и доставит человеку неудобства, связанные с размышлениями о собственной жизни, в итоге она принесет благо.

Как инструмент психолога, терапевтическая сказка очень эффективна и при этом экологична. Не нарушая общей личностной системы читателя, она избирательно и тонко воздействует на те струны души, которые входят с ней в резонанс. Проводя аналогию с традиционным лечением физического тела, можно сказать, что сказкотерапия – это ЩАДЯЩЕЕ ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ СРЕДСТВАМИ, наиболее подходящими для человеческой души.

Приятного вам лечения, и пусть сказка станет для вас

ВОЛШЕБНЫМ ЛЕКАРСТВОМ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ!

Публикации по теме:

Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию»Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Сказка как метод развития взаимоотношений. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Терапевтические сказки в работе с детскими страхами
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 12:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД