Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста

Антонина Уткина
Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста

ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уткина Антонина Анатольевна

МБОУ «Начальная школа - детский сад № 44» г. Белгород

На сегодняшний день вопрос о взаимодействии педагога с родителями воспитанников остро встает перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Причиной такого внимания к данной проблеме являются изменения в современных семьях, связанных с активным решением финансовых вопросов. Родители вынуждены много времени посвящать работе, тем самым неосознанно отстраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития своих детей. Но в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы для повышения знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, гармонизации детско-родительских отношений с целью привлечения внимания родителей к ребенку и информирования о последствиях неудовлетворенной потребности в ласки, внимании, заботе.

Еще такие ученые в области семейного воспитания, как Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая считали, что семья есть институт эмоциональных отношений. [3] Так как каждый ребенок, независимо от возраста, нуждается в любви не за хорошее или плохое поведение, а просто так. И как мы видим из опыта нашей работы, с каждым годом в детском саду увеличивается количество агрессивных детей, раздраженных, с проявлением жестокости, неумением оказывать поддержку, в связи со сменой ценностей в семье.

В своей работе, по взаимодействию с родителями, мы увидели, что традиционные формы работы на сегодняшний день не являются эффективными. Родительские собрания в виде лекций, беседы, консультации, стендовая информация направлены на просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования. Но прослушанный материал воспитателя, прочитанный самостоятельно материал забывается, если его не применять на практике при непосредственном общении с детьми. Нехватка у родителей времени на закрепление полученных знаний и отработку умений и навыков, заставляют нас задуматься над вопросом: «Какие методы, формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они стали активными участниками воспитательного процесса их детей?» Ответ на этот вопрос мы стараемся искать ежедневно, так как именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет ребенок, и какие черты характера сформируют его личность.

Поэтому прежде чем делать родителей активными субъектами воспитательного процесса необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Сотрудничая с родителями, воспитатель должен донести до них мысль, что нужно любить своих детей, такими, какие они есть, а не сравнивать с другими, не предъявлять завышенные требования, не использовать авторитарный стиль воспитания; а познавать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Также, поддерживая тесный контакт с семьей каждого ребенка, мы стараемся узнать особенности, привычки воспитанников и учитываем их при работе.

К наиболее эффективной форме общения родителей и воспитателя о деятельности ребенка в стенах детского сада является индивидуальная беседа в конце дня. Именно от того как педагог сообщает об успехах и трудностях детей, зависит качество и содержание родительской поддержки в воспитании и развитии ребенка.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

А регулярное предоставление информации о содержании непосредственной образовательной деятельности и достижениях в ней детей, помогает родителям быть внимательными к их интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе. [2]

В связи с тем, что без тесного взаимодействия педагогов с родителями невозможно создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей, мы решили перейти от традиционных форм работы к современным формам, ставя в центр внимания потребности родителей и детей.

В первую очередь, мы стремимся воспитательный процесс сделать свободным. Для этого каждый месяц мы приглашаем родителей на непосредственную образовательную деятельность в открытой форме, где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками, так как открытая познавательная деятельность состоит из двух этапов: работы с детьми и совместной работы детей и родителей. В процессе лепки, рисования, чтения рассказов, решения математических задач родители смотрят на детей другими глазами, а дети чувствуют единство с мамой и папой, что является залогом успешного развития гармонично развитой личности ребенка.

Также большую роль в работе с семьей играют родительские собрания в форме круглого стола за чашкой чая. [4] Такая форма работы является эффективной за счет неформальной обстановки, что помогает преодолеть барьеры, снизить напряжение, создать психологически комфортные условия для обсуждения вопросов воспитания детей. Помимо обсуждений круглый стол включает и практическую часть работы: выполнение упражнений, помогающих установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам, совместная работа по изготовлению поделок, созданию предметно – развивающей среды, совместные экскурсии, также вовлекают родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность увидеть полный образ своего ребенка и правильно его воспринять посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая оказывается неожиданной и интересной для них.

Таким образом, наш опыт работы по тесному взаимодействию с семьями воспитанников показал, что использование нетрадиционных активных форм работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного процесса, проявляющих искренний интерес к проблемам своих детей и поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании детей, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Литература

1. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60.

3. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие. - М.: Аркти, 2006. – 80 с.

Публикации по теме:

Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

Двигательная активность — необходимое условие всестороннего развития. Наверное, никого не нужно убеждать в пользе физических упражнений для детского организма. И. Н. Усов пишет: «Наблюдения показали, что.

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.

Интерео к природе — необходимое условие экологического воспитания Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников-необходимое условие при подготовке ребенка к школе Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей.

Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС до .

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития Сетевое мероприятие для специалистов и педагогов дошкольных учреждений: обмен опытом ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК НЕОБХОДИМОЕ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 13:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотозарисовка осенней прогулки на Покров
Сквозь объектив я вижу мир иным. В нём что-то есть от кисти и холста. Он может быть и сложным, и простым. Мелькают кадры: жизнь и красота. Felk...
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...