Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Юлия Тришина
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Сказка в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) и является одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ.

В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка и является механизмом идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания с помощью сказки стояла перед педагогами всегда, но в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение

Актуальность - у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чужими нашей культуре установками (современные игрушки, новомодные произведения детской литературы, современные издатели книг и создатели детских мультфильмов). Требуется обновление, совершенствование практики и поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории и культуры, традиций нашего народа, к которым относятся и сказки. Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания и патриотического с помощью сказки требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Составляющие элементы сказки - компазиция, увлекательность сюжета, образность и забавность, ее яркое дифференцированное противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, дидактизм, особые причинно-следственные связи и явления- доступны пониманию дошкольника. Сказка - незаменимый инструмент формирования нравственно, психически и эмоционально здоровой личности ребенка и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Все сказки можно условно разделить на три категории: бытовые, волшебные и сказки - притчи,а в гендерном отношении их можно условно разделить на три группы: мужские, где главный герой – персонаж мужского пола; женские, где главная героиня – персонаж женского пола; смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

Сказки воспитывают в ребенке христианские принципы Православия и используются в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бог- всё это создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации детей. Выбор сказок обусловлен содержанием самих сказок и тех личностных духовно-нравственных качеств, которые мы собираемся формировать у ребенка.

Русская педагогика отзывается о сказках как о воспитательном, образовательном материале и педагогическом средстве, методе духовно- нравственного воспитания детей. Педагогический процесс должен быть мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.

Принципы работы: учета возрастных особенностей и концентричности, развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности, тематического планирования материала, наглядности, системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности.

Цели и задачи воспитания: создание условия для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития духовно- нравственных и патриотических чувств, представлений (эталонов, норм социальных отношений и моделей поведения; способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей в процессе художественной, творческой и продуктивной деятельности, связанной с духовно- нравственным и патриотическим содержанием сказки; обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Методы и приемы такого воспитания – разнообразные с учетом психологических особенностей дошкольника, включают в себя все виды деятельности; различные технологии точно подобранные для сказочных сюжетов; драматизацию отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы. При работе со сказкой можно использовать приемы - помогающие лучше разобраться в содержании произведения и способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Структура занятий традиционна. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.

Сказкотерапия - самый древний способ и детский метод психологии, в основу нее заложена врачующая способность сказки. Сказочные сюжеты являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека.Специальные условия: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни; учет в каждом конкретном случае индивидуальных особенностей психического развития ребенка; инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста ребенка. Пять видов сказок «сказкотерапии»: медитативные. художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические. В зависимости от целей работы и проблем воспитанника подбираются соответствующие сказки и на основе их сюжета придумываются игры.Три функции сказки: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Структура работы со сказкой, применяя метод «сказкотерапия»: обсуждение прочтенной сказки - анализ ответов и выявление комплексов и страхов;разыгрывание сказок: написание (составление) собственной сказки; арттерапия на основе сказки.

Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. В современных семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков, так как бабушки в большем случае, все работают, заняты и внукам уделяют внимания меньше, чем это было раньше, меньше читают и рассказывают сказки, таким образом, теряется нить традиций. Рекомендации родителям по использованию сказок в семейном воспитании даются педагогами по конкретным темам воспитания определенных качеству детей: благодарности, трудолюбию, нравственности и др.

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному и эстетическому. Сказка является важным и неотъемлемым звеном в воспитании духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ с помощью сказки проявит положительные результаты. У детей формируются такие качества,как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.

Литература

1. Алексеенкова Е. Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. -2006. - № 6.

2. Васильева, З. П.Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. З. П. Васильева. - М.: Просвещение, 1988.

3. Вачков И. В.Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001. с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок - М., 2001

5. Ю. В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе // Мир психологии. – 2003. – № 3.

6. .Шорыгина Т. А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005 – С. 10-17. Ссылки на источники

7. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2006.

Прикреплённые файлы:

kopija_e23s0.ppt | 1932 Кб
 
Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 18:12
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки