Папки-передвижки

Типы образовательных событий

Киреева Наталья
Типы образовательных событий
▼ Скачать + Заказать документы

Типы образовательных событий

Образовательное событие — это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Организационная и направляющая роль взрослого в этом процессе очень велика, но для детей совершенно не заметна. Событие — это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Задача взрослого найти и ввести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит в первую очередь от творческой фантазии детей. Образовательное событие зарождается и обсуждается на утреннем круге

Публикация «Типы образовательных событий» размещена в разделах

Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета (реальный - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой - «помогаем бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс», «ищем сокровища», наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени - календарные, события-традиции или не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы, способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникший по инициативе детей).

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

Планирование календарных образовательных событий не представляет собой никакой сложности. Это ожидаемые праздники, такие как: Новый год, Международный женский день, День космонавтики. Подготовка к ним имеет свои традиции: подготовка утренника, изготовление подарков, украшение группы, - и имеет обычно творческий характер, проникнута ожиданием, предвкушением праздника.

Традиционные праздники, проведенные каждым из детей в семье, тоже могут стать образовательным событием. К примеру, подготовка и празднование Нового года с родителями дома существенно отличается от того, что происходило в детском саду. И об этом детям тоже интересно поговорить. После новогодних праздников, каникул можно устраивать обсуждения, проводить статистические исследования: кто где побывал, чем занимался.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ТРАДИЦИЯ

Свои традиции есть в каждой стране, семье и организации. Именно традиции могут стать основой перспективного планирования в детском саду.

Когда речь заходит о традициях в дошкольном учреждении, чаще всего вспоминают традиционные праздники: праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Однако это не те традиции, которые делают детский сад уникальным, отличным от другого, особенным. Хорошо, когда жизнь детского сада выстроена вокруг нескольких ярких образовательных событий, которые являются основой перспективного планирования и вокруг которых на определенный промежуток времени выстраивается вся жизнь детей и взрослых. Традиционное образовательное событие всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего образовательного события, удерживая ее в тайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным.

Назовем несколько основных принципов образовательных событий- традиций.

1. В традиционном образовательном событии принимают участие все дети без исключения от начала события и до его окончания, именно поэтому конкурсы и соревнования («Конкурс талантов», «Шашечный турнир», конкурсы индивидуальных или семейных проектов и др.) не могут стать образовательным событием, ведь в них нет событийности, общей равноправной включенности.

2. Традиционное образовательное событие проводится каждый год. Оно не может быть отменено, примерное время его проведения известно. В случае форс-мажора событие переносится, но не отменяется. Традиции, как и ритуалы, вносят упорядоченность в жизнь ребенка.

3. Даже в традиционном событии должна быть небольшая интрига - то, что отличает его от предыдущего (новое содержание, необычная форма проведения, нестандартные декор и оборудование).

4. Традиционное образовательное событие требует предварительной работы, объединяющей вокруг себя и детей, и взрослых.

5. Традиционное образовательное событие требует предъявления результатов общей творческой работы всему детскому саду (безоценочно).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ

Несмотря на то что педагоги, работающие по Программе, всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно.

Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея, ничем не отличающаяся от их собственных идей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, СПРОВОЦИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ

Этот вид образовательных событий можно было объединить с предыдущим, ведь так или иначе инициатором образовательного события также станет воспитатель. Однако разница состоит в том, что начинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно. Воспитателю остается только поддержать возникший интерес и сконструировать на его основе образовательное событие.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ВОЗНИКШИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ДЕТЕЙ

«Поймать» детский интерес - большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения для воспитателей.

Во - первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать воспитателю о том, что ему подарили книгу про лошадей или что он был в планетарии, но это еще не означает, что его заинтересовали лошади и звезды. Об устойчивом интересе можно говорить лишь через некоторое время. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.

Во- вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка и всей группы детей в общий.

В- третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.

И в- четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.

Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Важно, чтобы ситуация, которую предлагает воспитатель, была актуальной, интересной для большинства детей, в противном случае она не даст никакого эффекта и не принесет пользы.

СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Любое образовательное событие когда-нибудь заканчивается. И его завершение должно стать яркой точкой, кульминацией события : ребята нашли то, что искали; помогли тому, кто в этом нуждался; узнали то, чего не знали раньше; научились тому, чего не умели, - все это нуждается в подведении итогов. Дети должны осознать, что в процессе события с ними произошли изменения, теперь они могут предъявить свои умения, результаты своих трудов.

Событийные праздники отличаются от традиционных тем, что они либо становятся для детей сюрпризом (тогда это то самое событие в событии - яркое и краткосрочное, либо целиком и полностью инициированы и подготовлены самими детьми (тогда это самостоятельное образовательное событие).

СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ДЕТЬМИ КОНЦЕРТ, СПЕКТАКЛЬ, ЦИРКОВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Представление само по себе полноценное образовательное событие. В его основе лежат те умения, которые дети могут и хотят продемонстрировать. Чтобы образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна стать общим делом для всей группы. Показ любого зрелища требует разнообразных умений. Даже самое простое желание ребенка прочитать стихотворение при совместном обсуждении (где ты встанешь; как ты будешь одет; будешь ли ты читать в тишине или тебе потребуется музыкальное сопровождение; может быть, надо приглушить свет или запустить показ слайдов) может перерасти в акт творчества, а в результате - в красивый номер.

Подготовка к спектаклям, цирковому представлению, концертам - это знакомство со многими профессиями: декоратор, костюмер, художник, конферансье, суфлер, актер, жонглер, солист, дрессировщик и др. Каждый элемент подготовки требует обсуждения. Создаются проблемные ситуации: где взять, чем заменить, как сделать так, чтобы было похоже, и т. д.

Есть мнение, что при подготовке к таким мероприятиям дети должны выбрать себе определенную роль и строго следовать ей. Однако при таком подходе может возникнуть ситуация, когда ребенок, легко и быстро справившись с задачей, на некоторое время выпадает из образовательного события. Гораздо лучше, если у ребенка будет заранее оговоренное право иметь несколько «профессий».

При планировании событийных представлений и подготовке к ним следует ограничить количество сольных номеров. Такие номера лишают детей возможности коммуникации, в то время как репетиция танца, циркового номера или хорового пения увлекает детей. Сольные номера имеют право быть в представлении, но желательно, чтобы у солистов была возможность участия и в массовых номерах.

КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ, ПАРАД

Карнавальное шествие - мало используемое в детских садах образовательное событие. Однако, знакомство с традициями некоторых латиноамериканских стран доказывает, что карнавал может стать тем самым событием, ожидание и подготовка к которому надолго захватит внимание и интерес детей.

Карнавальное шествие, или парад, может быть и вполне самостоятельным образовательным событием, и частью долговременного события. В последнем случае желательно, чтобы тема образовательного события была общей для всего детского сада, при этом каждая возрастная группа выстраивает событие по-своему, исходя из собственных задач, а в каком-то из эпизодов все группы объединяются.

Большая роль в организации такого шествия отводится ведущему, его мастерству при комментировании проходов, также важна поддержка детей приглашенными гостями - взрослыми, родителями.

КЛУБ «МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Клуб - это условное название представления, в котором старшие дошкольники демонстрируют результаты своих «научных» исследований. Например, представляют самостоятельные проекты, проводимые в рамках темы текущего образовательного события, или показывают безопасные и доступные для понимания и проведения научные эксперименты.

СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ВЗРОСЛЫМИ. ИГРОВОЙ ДОСУГ

Досуг - один из самых популярных кульминационных моментов образовательного события. В форме досуга может произойти долгожданная развязка, разгадка, встреча с героем сюжета, предъявление ему результата трудов, проводимых исследований. Досуг может быть построен в форме повторения всех этапов образовательного события : дети рассказывают герою о том, как они решали проблему, а герой предлагает им игровые задания, связанные с его историей.

КВЕСТ

Квест - это приключение. И как во всяком приключении, в нем должен быть элемент неожиданности, непредсказуемости, разрешение сложных задач, принятие решений. Чтобы квест был не просто досугом с разными, пусть даже очень интересными заданиями, в нем обязательно должен присутствовать элемент новизны, неожиданности. Музыкальный или спортивный зал, где в течение образовательного события (а квест - это именно событие в событии) к детям по очереди приходят разные герои с заданием - это не квест, не приключение. Должно быть использовано все пространство детского сада, даже его самые неожиданные (но безопасные) места, в которые раньше детям доступа не было. Особую остроту квесту придает доверие к детям и разрешение им путешествовать в поисках заданий самостоятельно, без взрослых. Конечно, это касается только старших детей и при условии хорошо развитой саморегуляции.

КЛУБНЫЙ ЧАС

Клубный час - это время свободного выбора ребенком деятельности по личному интересу. В этот день детский сад превращается в огромную площадку с мастер-классами и лабораториями. Дети знакомятся с перечнем предлагаемых видов деятельности в мастерских, с местом их расположения и самостоятельно выбирают, чем они хотели бы заняться. Свой выбор они могут отметить в личном дневнике, маршрутной карте или с помощью наклеек на одежде.

В определенное время все дети выходят из групп и отправляются в выбранные мастерские. Соответственно, в мастерских могут встретиться дети из разных возрастных групп, это помогает завязывать межгрупповую коммуникацию, побуждать старших детей помогать младшим и т. д. В качестве мастерских могут выступать любые помещения: например, если в клубном часе задействованы все группы детского сада, то каждая группа превращается в мастерскую, в ней остается педагог, который готов принять всех заинтересованных детей; в качестве мастерских могут выть задействованы музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, рекреации, коридоры; в случае ограниченных возможностей организации мастерские могут проходить в разных концах одного и того помещения.

Темы мастерских обычно выбираются воспитателями самостоятельно. Однако, если клубный час вплетен в канву текущего образовательного события, то деятельность, предлагаемая детям в рамках клубного часа, должна быть связана с темой события. К примеру, если в детском саду проходит образовательное событие по теме «Морское путешествие», то на клубном часе организуются:

• мастерская по завязыванию морских узлов, написанию шифрованного пиратского послания, ориентировке по карте;

• в физкультурном зале может быть создана полоса препятствий, где ребята смогут преодолевать «отвесные скалы», «глубокие пропасти», «непроходимые джунгли» и т. д. ;

• детям можно предложить научиться ставить палатку, ловить диких зверей с помощью лассо, освоить азбуку морских флагов, заселить глубокое море (оригами, научиться морскому танцу «Яблочко», сделать из простой майки тельняшку и т. д. ;

• для детей, не желающих участвовать в активных занятиях, можно организовать тихие зоны для рассматривания книг на предложенную тему, просмотра мультфильмов или свободного рисования.

По окончании клубного часа проводится общегрупповой сбор, где дети в кругу обмениваются впечатлениями, рассказывают о том, чем они занимались и что им больше всего понравилось.

Публикации по теме:

«День Победы должен жить в каждом!» (фотоотчет праздничных событий и поздравления ветерана)«День Победы должен жить в каждом!» (фотоотчет праздничных событий и поздравления ветерана) Во все времена, а особенно в наше, когда эхо войны все дальше и дальше, а ветеранов становится все меньше и меньше, когда пытаются исказить.

Калейдоскоп событий наступившего года (фотоотчет)Калейдоскоп событий наступившего года (фотоотчет) .

«Остров-Огород». Репортаж с места событий.«Остров-Огород». Репортаж с места событий. Пришла весна-красна,пришло время задуматься,как и чем украсить уголок природы. И вдруг появилась идея создания огорода на подоконнике!Ведь.

Интеграция образовательных областей «Праздник косичек» «Праздник косичек». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Февраль — калейдоскоп событий (фотоотчёт).Февраль — калейдоскоп событий (фотоотчёт). Февраль в нашем детском саду был очень богат на различные выставки и мероприятия. 7 февраля прошёл у нас день вежливости, педагоги показали.

Фотоотчет «День знаний — начало радостных событий!»Фотоотчет «День знаний — начало радостных событий!» Фотоотчет «День знаний — начало радостных событий!» День знаний один из долгожданных праздников дошколят после долгих летних каникул. Ребята.

Интересная встреча (фоторепортаж событий одного дня).Интересная встреча (фоторепортаж событий одного дня). Сегодня,28 августа, во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи состоялись очередные педагогические встречи работников дошкольного.

Фотоотчет «Календарь событий в рамках работы родительского клуба. Событие первое: «Оранжевый день»Фотоотчет «Календарь событий в рамках работы родительского клуба. Событие первое: «Оранжевый день» В рамках работы родительского клуба был создан НАШ собственный "Календарь событий". Никакого отношения к государственным праздникам календарь.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский. Основной задачей дошкольной образовательной.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Типы образовательных событий
Опубликовано: 23 октября 2022 в 22:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Типы образовательных событий» (включая файлы) размещена пользователем Киреева Наталья (УИ 2374306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД