Лучший педагог года

Традиция семейного чтения как основа развития ребенка-читателя

Теплых Елена
Традиция семейного чтения как основа развития ребенка-читателя

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Почему дети не читают и не любят читать? Статистика детского чтения пугающая. Оказывается, решение такой глобальной проблемы лежит на поверхности: утрачена традиция семейного чтения.

Ключевые слова: семейное чтение, чтение с продолжением, мнемотаблица, мнемотехника.

Семейное чтение имеет особое значение для читательской судьбы ребёнка. «Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает и переживает за героев… Совместное чтение сближает членов семьи, наполняет важным содержанием радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце» [1]. Мудрые мысли Татьяны Дмитриевны Жуковой, автора книги «Семейное чтение в год семьи», могу подтвердить собственным опытом.

Публикация «Традиция семейного чтения как основа развития ребенка-читателя» размещена в разделах

В нашей семье сохраняется традиция семейного чтения на протяжении нескольких поколений. Моему отцу рассказывала сказки и пела старинные русские песни его бабушка Екатерина. До сих пор с теплотой и нежностью вспоминает Анатолий Константинович (так зовут моего папу) о своей бабушке, которая пробудила в своём внуке потребность в чтении. И сейчас отец неразлучен с книгой, потому как уверен, что она (книга) не только воспитывает и просвещает, но и лечит душу человека.

С русским фольклором и детской литературой нас (меня и брата) начали знакомить рано. Активное участие в этом принимали и молодые родители, и бабушки с дедушками. Прасковья Ивановна, бабушка с маминой стороны, знакомила нас с библейскими притчами и историями, которые я слушала, затаив дыхание. Папа в раннем детстве больше любил именно рассказывать (что особенно нравится детям) прочитанные им ранее произведения. К тому же детских книг в посёлке было недостать, а общественной библиотеки в то время не было. Так, постепенно, с раннего детства, прививали нам любовь к художественному слову и к чтению в целом.

В семье выписывалось много периодической литературы, как для взрослых, так и для нас, детей. Сначала, журнал «Весёлые картинки», затем, по мере нашего взросления: «Мурзилка», «Пионер», «Костёр». Для себя родители выписывали «Юность», «Новый мир», «Здоровье», «Крестьянка», «Семья и школа», а так же множество газет.

Традицией в семье был и просмотр диафильмов, что способствовало развитию выразительного чтения у нас, детей. С удовольствием мы, дети, устраивали праздники (перед этим готовились, организовывали репетиции) для наших родителей: Новый год, День рождения; делали призы, подарки своими руками.

Анатолий Константинович увлекался фотографией, приобщал нас к спорту. Зимой каждое воскресение мы катались на лыжах, а летом – ежедневные пробежки или езда на велосипедах.

Все эти моменты хранятся в семейных альбомах, хронологически оформленных папой и мамой.

Так же вся семья любила ходить в лес за ягодами и грибами. Таким образом, учились любви к природе. Но чтению отдавался приоритет. Вечерами в гостиной каждый занимал удобное место и папа (в семье именно он был и остаётся мастером слова) читал выбранное произведение вслух.

В годы моего детства в журнале «Юность» печаталась повесть А. А. Лиханова «Последние холода». На меня эта повесть произвела неизгладимое впечатление, именно оттуда я узнала о тяготах и лишениях детей в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием вечерами читали и слушали Гоголя, Шолохова, Шукшина.

Особое место занимала поэзия. Отец и мама наизусть читали стихи Пушкина, Некрасова, Есенина, Рождественского, Асадова, Высоцкого, поэтому я с детства люблю поэзию и с удовольствием читаю стихи наизусть.

Традицию семейного чтения продолжила уже в своей семье. Начиная с младенческого возраста, знакомила детей с русским фольклором, со стихами Барто, Чуковского, Михалкова, которые сын Леонид (наш первенец) в два года декламировал наизусть.

Купив еще до рождения детей удивительную книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя» (французского педагога и просто замечательной мамы двух дочек, решила взять за основу ее методику обучения младших дошкольников чтению.

Буквы Леня выучил очень рано (в 2 года знал весь алфавит) по методике француженки. Не углубляясь, отмечу, что С. Лупан очень творчески подходит к приобщению маленького ребёнка к миру знаний. Опираясь на её рекомендации, вы сами сможете составить программу развития своего ребенка. В одном Сесиль непреклонна: «общаться с ребёнком и развивать его необходимо уже тогда, когда вы носите его под сердцем» [2].

По её же методике, основанной на том, что все произносимые нами слова имеют графическую форму, сын в 3 года научился читать. На каждый предмет в доме наклеивались карточки с его названием. Чтением Леня увлёкся сразу. Особенно любил детские энциклопедии и другую познавательную литературу.

В 6 лет Лёня прочитал все произведения Волкова, в 7 – Носова, Линдгрен, «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина. Естественно, это было его самостоятельным прочтением, но мы не забывали и про вечернее чтение всей семьёй. К тому времени научилась читать наша средняя дочь Даяна (в 4 года). С удовольствием читали народные – русские и зарубежные, и авторские сказки.

Повесть-сказка Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце» удивила необычным взглядом автора на продолжение жизни после смерти. Такие книги читали несколько дней, а то и недель. Этот процесс называется чтением с продолжением. Для того, чтобы ребенок ждал следующей встречи с книгой, надо подбирать произведения занимательные, динамичные, остросюжетные и заканчивать чтение на самом интересном и впечатляющем месте.

В начальной школе познакомила детей с Горьким, Астафьевым, Распутиным, Лидией Чарской, Борисом Жидковым, Беляевым и другими писателями.

10 лет мы прожили во втором Иркутске. В первый же год нашего пребывания там, я записала детей в детскую библиотеку имени Василия Стародумова. В 2009 году, мы, как самая читающая семья, приняли участие в конкурсе «Читающая семья 2009», который проходил в микрорайоне Юбилейный. На празднике «По книжному морю-океану всей семьёй» нами было представлено произведение Иркутского писателя Леонида Бородина «Год чуда и печали», которым прониклась вся семья без исключения [3].

Именно с отрывком из этого произведения Леонида Бородина младшая дочь Лидия в прошлом году стала победителем окружного этапа городского конкурса чтецов «Русское слово – 2019»

Не оставалась в тени и современная литература. С большим интересом была прочитана повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Дети взрослели и их чтение становилось всё более самостоятельным, но я, зная, какое воздействие и какую силу имеет истинное художественное слово, советовала в нужный момент книгу актуальную, значимую, интересную. Так дети познакомились с Михасенко («Милый Эп» и другие его произведения, Фраерманом («Дикая собака динго или повесть о первой любви», Фёдором Боровским («Рыжий»).

Благодаря своему кругозору и начитанности, Леонид и Даяна приняли участие и явились победителями многих конкурсов и научных конференций. За творческие успехи и отличную учебу Даяна в 2010 году была приглашена на Президентскую елку.

Сейчас старшим детям уже 23 и 21 год, но подрастает младшая дочь. Ей десять лет, учится в четвертом классе. Читать Лида научилась в 3 года. В данный момент читает светлую и смешную повесть о детстве Наринэ Абгорян «Манюня» (8-10 страниц в день).

Я не изменила своим вкусам: знакомились и заучивали буквы (звуки) с Лидой по методике Сесиль Лупан (знакомство с азбукой основано на ассоциациях: буква «А» – «Кто спрятал Бобика от дождика?»). А вот чтению обучала по букварю Н. С. Жуковой, у которой сочетаются традиционные и оригинальные логопедические методики. После знакомства с алфавитом и освоением послогового чтения, мы начали «издавать» с дочерью самодельные книжки, опять же опираясь на рекомендации С. Лупан. Это и развитие речи, и чтение, и письмо, и увлекательный творческий процесс! Создание собственных книжек до сих пор остаётся одним из любимых занятий дочери. Это книжки-ребусы, книжки-журналы, книжки-сюрпризы, а также личные дневники. Лида – творческий человек. Ей нравится что-то мастерить своими руками: лепить, клеить, рисовать, а ещё – выступать на сцене. Последнему желанию помогает реализоваться театральная студия «Родничок», которую она посещает четвертый год. В студии ребята разучивают стихи, басни, сценки и выступают перед детьми нашего микрорайона.

Развитие внимания и памяти очень важно для дошкольника. Эффективным тренажером здесь является заучивание стихов. Чтобы это не было скучно и сложно, подходим и к этому процессу творчески: рисуем стихи. Выражаясь научным языком: используем мнемотаблицы, которые составляем (рисуем) сами или подбираем картинки из интернета. Рисованное стихотворение легко запоминается, а самое главное – ребенку это интересно! Метод мнемотехники применяю на занятиях с детьми в логопедической группе при составлении рассказов и разучивании стихов.

Уверена, что представленный мной опыт нашей семьи доказывает огромную значимость традиции семейного чтения в становлении ребёнка-читателя и личности в целом.

Литература:

1. Семейное чтение в год семьи / Сост. : Т. Д. Жукова. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.

2. Лупан С. Поверь в свое дитя. Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. – М. : Эллис Лак, 1993. – 255 с., ил.

3. Бородин Л. Год чуда и печали. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. – 194 с.

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Фотоотчет о городской акции «Весенняя неделя добра» и «Неделя семейного чтения»Фотоотчет о городской акции «Весенняя неделя добра» и «Неделя семейного чтения» В нашем детском садике в апреле проводилась городская Акция «Весенняя неделя добра» и «Неделя семейного чтения». Родители приняли активное.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Фотозарисовка «150 лет первому журналу для семейного чтения в России»Фотозарисовка «150 лет первому журналу для семейного чтения в России» Журнал для семейного чтения "НИВА" В этом году отмечается 150-летие самого популярного иллюстрированного журнала дореволюционной России.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Создание арт-объекта «Древо семейного счастья» на неделе Семейного общенияСоздание арт-объекта «Древо семейного счастья» на неделе Семейного общения Доброго всем время суток,уважаемые коллеги. Совсем недавно,в начале сентября прошла неделя Семейного общения. Круг мероприятий,в связи с.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиция семейного чтения как основа развития ребенка-читателя
Опубликовано: 30 марта 2021 в 19:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД