МААМ-картинки

Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы «Традиционная тряпичная обереговая кукла. Сказочные героини» (10 фото)

Татьяна Смирнова
Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы «Традиционная тряпичная обереговая кукла. Сказочные героини»

Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы «Традиционная тряпичная обереговая кукла. Сказочные героини»

Занятие можно проводить с детьми разных возрастных групп, материал может сокращаться и упрощаться, если работа ведётся с младшими школьниками, или усложняться, если речь идёт о детях старшей возрастной группы.

Концепция занятия :

Формирование УУД (универсальных учебных действий) :

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Публикация «Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы „Традиционная тряпичная обереговая кукла, Сказочные героини“» размещена в разделах

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цели и задачи занятия :

Цель занятия : приобщение обучающихся к историко-культурным традициям родного края через знакомство с традиционной тряпичной куклой.

Задачи:

1. Учить смотреть на традиционные вещи в ином ракурсе, и, опираясь на полученные знания, создавать своё.

2. Расширить представления обучающихся о народных игрушках и истории их возникновения.

3. Совершенствовать умения работы с тканью.

4. Учить создавать образ сказочного или мифического героя, отображая особенности его внешности и присущие ему атрибуты.

Способствовать –

1. воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие местных традиций;

2. бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

3. совершенствованию диалогической речи: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения;

4. развитию эстетического и художественного вкуса;

5. развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и выказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты,

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни посредством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

Продолжительность занятия : 40 минут.

Тип занятия : комбинированный.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы; практические; репродуктивный.

Оборудование и материалы:

1. Кусочки белой ткани размером 20*20 см по количеству детей.

2. Вата или другой наполнитель.

3. Нитки плотные хлопчатобумажные или льняные.

4. Ножницы.

5. Лоскуты белой и цветной ткани для платочков, юбок, фартуков.

6. Фурнитура для украшения.

7. Тряпичные куклы, в том числе и те, что создавали сами дети на предыдущих занятиях.

8. «Секретные коробочки», в которых лежать атрибуты и материалы для создания игровых кукол.

Ход занятия

I. Организационный этап:

Подготовка уч-ся к занятию. Сообщение темы и цели занятия.

Снятие эмоционального напряжения с помощью дыхательных упражнений.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, зарядились хорошим настроением и включились в работу.

Повторение пройденного материала.

– Мы с вами уже знакомы с традиционной тряпичной куклой. Какие они бывают? ( Ответы детей: обереги, игровые и отдарки, т. е. в знак благодарности)

- Правильно! Традиционная кукла безлика. Почему? ( Ответы детей: чтобы в неё не могли вселиться злые силы)

- Да, это так. Считалось, что если кукла безлика, то она недоступна для вселения в неё недобрых сил, а значит, безвредна для своего владельца. Куклам, особенно обереговым, придавалось большое значение. А вы можете рассказать. Как их делали? (Ответы детей)

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем создать нечто новое, используя уже знакомые нам приёмы изготовления тряпичной куклы.

II. Основная часть :

- Итак, у вас на столах имеется необходимый материал для создания куклы. Начинаем мы её делать с головы.

Фото «Традиционная тряпичная обереговая кукла. Сказочные героини»

Затем руки.

Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы - фото

Затем туловище (грудь и юбка).

Фото №1 Народные тряпичные куклы Народные куклы

И фартук.

Фото №2 Конспекты занятий Начальная школа

- А теперь откройте, пожалуйста, секретные коробочки. Возьмите в руки небольшой кусочек шерсти, который там лежит, и приклейте к голове. Вот так:

Фото №3 Цели и задачи занятия Цель занятия приобщение обучающихся к историко культурным традициям родного края через знакомство с традиционной тряпичной куклой

Далее возьмите 3 кусочка шерсти, которые также леджат в коробочках и приклейте. Заплетите их в косу и добавте кокошник.

Фото №4 Учить смотреть на традиционные вещи в ином ракурсе и опираясь на полученные знания создавать своё

Кто у нас получился? ( Ответы детей: Василиса, барыня и т. п.)

А теперь распустите её волосы и посадите на метлу. Кто получился? ( Ответы детей: ведьма)

Фото №5 Расширить представления обучающихся о

Верно! Давайте отложим метлу в сторону и поменяем нашей кукле одежду на белую и голубую. Юбку другого цвета можно привязать поверх уже имеющейся. Оберните шею куклы кусочками меха (прим. : это всё имеется в коробочках) и наденьте на неё шапку. Кто получился? ( Ответы детей: Снегурочка)

Всё правильно! Смотрите, как просто преображается наша куколка. Прежде чем приступить к самостоятельной работе, предлагаю вам вспомнить, особенности сказочных героинь. Например, у Снегурочки – это белое лицо, светлые волосы, голубой или белый костюм, отороченный мехом. А у Бабы-Яги?

( Ответы детей: горб, старая, рваная одежда, ступа, метла)

У Василисы Прекрасной?

( Ответы детей: длинная коса, кокошник, сарафан, лягушачья шкурка)

У Елены Премудрой?

( Ответы детей: длинная коса, кокошник, сарафан, волшебная книга)

III. Самостоятельная работа.

А теперь попробуйте самостоятельно преобразить нашу куколку-заготовку в героиню русских народных сказок, любую, на ваш выбор. Это может быть Хаврошечка, Снегурочка, Баба-Яга, и т. д.

Далее следует презентация детьми своих работ. Каждый показывает свою куколку, остальные пытаются отгадать, что это за персонаж. Представляющий подтверждает или опровергает предположения собеседников и немного рассказывает о своём изделии. Все куклы отправляются на выставку. Если позволяет время, можно с этими куклами поиграть, например, провести бал сказочных героев.

Фото №6 Конспекты занятий народных игрушках и истории их возникновения Фото №7 Совершенствовать умения работы с тканью

IV. Заключительная часть

Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу.

У меня на стенде (стене/ доске) изображено дерево, но оно без листьев. Давайте оденем его и оценим свою работу. Вспомните, пожалуйста, весь процесс работы. Если у вас не было ошибок, и работа шла очень легко, то вы приклеиваете на дерево зелёный листочек. Если была 1-2 ошибки, и возникали трудности, то жёлтый. Если вам было очень трудно, и возникало много ошибок, то приклеиваете красный листочек.

Я вижу, что на нашем дереве большинство листочков зелёные, а значит, работа шла легко. Скажите, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что понравилось больше? Что удивило?

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!

– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)

– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня»Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня» Сегодня хочу представить вашему вниманию детский мастер - класс «Тряпичная кукла» по изготовлению кукла - оберег «Северная Берегиня»..

Классный час по правовому воспитанию для учащихся начальной школы «Я знаю о…» Классный час по правовому воспитанию. Тема: «Я знаю о …». Цели: 1. Познакомить учащихся с основным законом РФ, с некоторыми статьями, в.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиционная народная кукла» униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 Конспект интегрированной непосредственной.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Народная тряпичная кукла «Кукла счастья»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Народная тряпичная кукла «Кукла счастья» Уважаемые коллеги! Приближается праздник "Светлой пасхи". По старинному русскому обычаю в этот праздник принято дарить подарки сделанными.

Педагогический проект «Социальное и финансовое образование учащихся начальной школы» «Социальное и финансовое образование учащихся в начальных классах» 1. Актуальность педагогического проекта В настоящее время во многих странах.

Классный час для учащихся начальной школы «Права и обязанности ребёнка» Автор: Балан Анна Валентиновна Учитель начальных классов МБОУ «Порожская ОШ» Тема: «Права и обязанности ребёнка» Цели: • Обучающие: обобщить.

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальных классов школы-интерната III-IV видов «День учителя» Тема: День Учителя Цель занятия: Познакомить с историей возникновения праздника, формировать доброжелательные отношения между учащимися.

Урок мужества для учащихся начальной школы Помнят люди (урок памяти) Цели: 1) познакомить обучающихся с битвой за Сталинград; 2) способствовать воспитанию чувства уважения к людям.

Урок технологии. Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла «Мартинички» Урок технологии Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла. Мартинички. Тип урока: Комплексное применение знаний и умений.

Конспект внеклассного занятия для учащихся школы-интерната «Мои друзья животные» Конспект внеклассного занятия на тему: «Мои друзья животные» 1 группа Воспитатель: Смирнова Г. В. 2017 уч. год Внеклассное занятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы «Традиционная тряпичная обереговая кукла. Сказочные героини»
Опубликовано: 23 марта 2017 в 23:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД