Урок технологии. Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла «Мартинички»

Засорина Галина
Урок технологии. Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла «Мартинички»

Урок технологии

Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла. Мартинички.

Тип урока: Комплексное применение знаний и умений

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.

Цель: Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.

Задачи урока:

1. Образовательная:Создать условия для:

• обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;

• стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;

• выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;

• изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.

2. Развивающая:Создать условия для:

• развития познавательного интереса к предмету, самостоятельности;

• развитие речи учащихся.

3. Воспитательная:Создать условия для:

• воспитания учебной активности учащихся, культуры труда на уроке,

аккуратности, усидчивости;

• воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.

4. Здоровьесберегающая:Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:

• физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;

• соблюдения техники безопасности;

• правильную посадку.

Планируемые результаты: УУД: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

• Познавательные: выдвигают гипотезу и обосновывают её

• Регулятивные: контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

• Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимодействовать с партнёром по коммуникации.

• Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

ПРЕДМЕТНЫЕ:

• Иметь представление об обереговых куклах, народных традициях.

• Уметь: знать назначение обереговых кукол; работать с текстилным материалом: плести парных кукол.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный; словесный; метод самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, проектор,

Материал: пряжа белого и красного цвета, вата

Инструменты и приспособления: ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы (150х100мм)

Сценарий урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь – это просто.

Лучик солнца – это вам

Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу.

С хорошим настроением начинаем урок.

- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты.

ІІ. Актуализация знаний и умений.

1. У наших предков – славян 1 марта – праздник прихода весны. Они звали, закликивали весну.

Приходи к нам, Весна, со радость!

С великой к нам со милостью!

Дай, Весна, добры годы,

Годы добрые, хлебородные.

Неизменным атрибутом обряда закликания весны являлись народные куклы.

Кукол вязали парами:из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Это были обереговые куклы

2. Словарная работа

.- Кто знает, что означает слово «оберег»?

- Где можно узнать точное значение слова? (Читают значение слова в толковом словаре).

Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь (обереги от порчи, от дурного глаза) (Толковый словарь Ожегова)

3. Сообщение о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и кукол, изготовленных своими руками.

- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.

ІІІ. Определение темы урока и постановка учебных задач.

- Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?

- Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить одну из обрядовых куколМартиничек.

- Почему они так называются?

Название Мартинички указывает на то, что эти куклы изготавливали в марте, празднуя приход весны.

ІV. Открытие новых знаний.

1. Анализ изделия и планирование работы.

- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? Какие инструменты и приспособления нам потребуются?

Материал:пряжа белого и красного цвета, вата

Инструменты и приспособления:ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы(15х10 см)

- Работать будете по плану.

Ознакомьтесь с алгоритмами работы.

Анализ образца: косичка, голова, руки, туловище, юбочка/ноги

Последовательность изготовления:

Изготовление косички

Сплести косичку из пряжи (30 см.). Концы косичек завязать и распустить.

Изготовление туловища

На картонный прямоугольник (15х10 см) намотать 25 витков пряжи.

Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.

Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Изготовление головы

Из пряжи или ваты скатать клубочек (20-30 мм). Клубочек подложить под узелок косички и мотка. Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.

Изготовление рук

На картонный прямоугольник намотать 15 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки.

Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 2 см. от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей.

Разрезать пряжу по краям мотка.

Изготовление тела

Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.

Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.

Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.

Из пряжи белого цвета сделать вторую куклу.

«Мартинички» готовы.

Какие возникли вопросы?

2. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

Не забывай правила безопасной работы.

• Будь внимателен, не отвлекайся во время работы.

• Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

• Подавай ножницы кольцами вперед. Храни ножницы в специальном футляре.

• После работы приведите рабочее место в порядок, вымой руки.

V. Включение новых знаний в систему знаний.

Самостоятельная работа.

1. Я уверена, что мы выбрали работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.

2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.

Вы крутили завитки –

В этом руки помогли.

А глаза за всем следили,

Взглядом круг они ловили.

А теперь ты посмотри

Волны слева, впереди,

Овал глазами начерти.

Закрой глаза, теперь открой.

Поработай ты со мной.

3. Создание коллективного панно.

-Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана (на листе изображена лесная поляна)

- Что у нас получилось? (хоровод).

4. В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод кукол - Мартиничек.

VI. Итог урока

-С каким материалом мы работали на уроке?

- Какую работу выполняли на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?

Сейчас каждый может полюбоваться своим мастерством.

-Вы довольны результатом своей работы?

/Само и взаимооценка/

Уборка рабочего места.

VІI. Рефлексия.

- По преданиям Мартинички могут исполнять заветные желания. Прошепчите свои желания куклам, а затем зацепите Мартиничек на дереве в своём саду, где они будут раскачиваться весенним ветром.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям.

Публикации по теме:

Коллективная работа в подготовительной группе «кукла Масленица»Коллективная работа в подготовительной группе «кукла Масленица» Коллективная работа в подготовительной группе "кукла Масленица" Домашняя Масленица считалась сильным оберегом для жилища. Она символизировала.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по технологии Т. Э. Тютюнниковой «Солнечный урок» Под яркую песню «Светит солнышко для всех» дети входят в зал, размахивая желтыми ленточками из гафрированной бумаги. Муз. рук: Здравствуйте,.

Мастер-класс «Мартинички — куклы-обереги»Мастер-класс «Мартинички — куклы-обереги» Мартинички - так называют кукол - обереги, название кукле дано в честь первого месяца весны - марта. Их вязали парами: из белых ниток.

Мастер-класс «Обереговая кукла»Мастер-класс «Обереговая кукла» Просматривая видио в интернете, я увидила как делают куклу - оберег из нитей. Я нашла интересную информацию- историю возникновения этой.

Наши Мартинички (фотоотчет)Наши Мартинички (фотоотчет) Детей подготовительной группы «Бичкн оддуд» («Маленькие звездочки») я познакомила с народной куклой Мартинички, а воспитатель группы Потолдыкова.

Работа с разнофактурными материалами как средство развития творческих способностей обучающихся 1 слайд. Работа с разнофактурными материалами как средство развития творческих способностей обучающихся 2слайд. Способности к творческой.

Традиционная обереговая кукла Рябинка. Мастер-классТрадиционная обереговая кукла Рябинка. Мастер-класс Совсем скоро в окна постучится Осень. В старину 24 сентября на Руси праздновали рябиновый день. У рябинушки ладошки Зацелованы дождями.

Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт. Работа с лексикой» Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт» (работа с лексикой) УМК: М. З. Биболетова Место урока в учебном плане: Lesson 2, Unite.

Урок по ИЗО 1 класс «Сад Царевны Несмеяны» (коллективная работа) " Сад Царевны-Несмеяны"Форма организации коллективной работы:совместно-индивидуальная с элементами игры. Вид занятий: Рисование по памяти.

Урок по технологии в 1 классе. Аппликация «Цветные зонтики»Урок по технологии в 1 классе. Аппликация «Цветные зонтики» Урок по технологии в 1 классе. Аппликация «Цветные зонтики». Задачи: Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных.

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Урок технологии. Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла «Мартинички»
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 19:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Украсим рукавичку-домик».
Цели: закрепить знания детьми жёлтого и красного цветов; учить проводить кистью прямые линии, создавая простейший орнамент чередованием полос разного...
Мастер — класс Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при...
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста» Цель...
Маски для колядования в средней группе.
Конспект НОД по конструированию. Цель: Создание условий для ознакомления детей с календарно-обрядовым праздником «Зимние святки», формирование у детей...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игре «Кафе» в подготовительной группе. Демченко....
Сюжетно-ролевая игра "Кафе " Цель: Развивать коммуникативные и творческие способности у детей, интерес к сюжетно- ролевой игре. Учить правильно, строить...
Сценарий праздника «Парад Принцесс»
Действующие лица: Глашатай Царица Конкурсантки Глашатай: Слушайте! Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Сегодня в нашем царстве, дружном...