Елена Ковалева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиционная народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по краеведческому курсу «Я – златоустовец»
для детей старшего дошкольного возраста
«Традиционная народная кукла»
Выполнил воспитатель:
Манюкина Елена Владимировна
Г. Златоуст, 2017 год
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Традиционная народная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Цель: Привить интерес и любовь к семейным и народным традициям Южного Урала, через изготовление русской игровой тряпичной куклы – закрутки.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей появления народной игрушки и значением народных самодельных кукол;
• формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, через изготовление традиционной народной куклы.
Развивающие:
• содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
• развивать интерес к истории русской культуры, к миру предметов и вещей, умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых, творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.
Воспитательные:
• прививать уважение к традициям семьи;
• воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок. Дидактическая игра: «Как раньше и как сейчас»
Материалы и оборудование: Презентация «Русская народная кукла», образец готовой куклы, квадратный лоскут белой ткани 20 см. для лица. Три круга разных размеров диаметрами, 25, 20, и 15 см. Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка. Нитки для обвязывания. Вата, ветошь или синтепон для головы.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Мотивация.
К детям в русском народном костюме приходит бабушка Лукерья
- Здравствуйте, ребята.
Приветственное слово детей.
- Я бабушка Лукерья пришла к вам в гости и принесла свой волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем?
Дети: Да
Бабушка Лукерья: Тогда отгадайте загадку:
Она похожа на девицу
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла
Бабушка Лукерья достает из сундучка народную тряпичную куклу и дает ребятам потрогать и хорошенько рассмотреть её.
- Ребята, а из чего сделана эта кукла?
Дети: Эта кукла сделана из простых лоскутков ткани и ниток.
Бабушка Лукерья: Ребята, раньше, когда я была маленькая, у нас не было таких красивых кукол как у вас сейчас. А куклы в то далекое время делались из дерева или шили из тряпочек. Но дел в деревне было много, и шить куклы нашим родителям было некогда. Нам давали маленькие тряпочки, и мы сами скручивали куколки вот такие.
Бабушка Лукерья: В прошлый раз я вам рассказывала про историю кукол. Давайте вспомним, из чего же делались первые куклы?
Дети: Из золы
Бабушка Лукерья: А как они назывались?
Дети: «Баба»
Бабушка Лукерья: Правильно «Баба», что в переводе означает «женское божество». Есть несколько групп, на которые делятся куклы. К первой группе относятся куклы, которые оберегают. Как же они назывались?
Дети: Куклы - обереги (слайд 2)
Баба Лукерья: А как вы думаете, для их изготовления нужны иглы и ножницы?
Дети: Нет
Бабушка Лукерья: Рассмотрите внимательно эти куклы, а почему их назывались еще рванки?
Дети: Потому что ткань не резали, а рвали.
Бабушка Лукерья: А сейчас давайте вместе вспомним названия народных кукол - оберегов. Как называются куклы для самых маленьких? (слайд 3)
Дети: Куклы - пеленашки
Бабушка Лукерья: А как называются куклы, которые никогда не разлучаются и у них одна общая рука? (слайд 4)
Дети: Куклы - неразлучники.
Бабушка Лукерья: Какую куклу изготавливали после сбора урожая и наполняли зерном? (слайд 5)
Дети: Кукла - Зернушка.
Бабушка Лукерья: Ко второй группе относятся куклы, которые участвовали в обрядах и праздниках народного календаря. И как же их называли? (слайд 6)
Дети: Обрядовые куклы
Бабушка Лукерья: Как называлась кукла, которая приглашала всех на блины? (слайд 7)
Дети: Домашняя Масленица.
Бабушка Лукерья: Как называется кукла, которая изготавливалась на праздник Ивана Купала? (слайд 8)
Дети: Кукла Купавка.
Бабушка Лукерья: Подумайте, а почему у куклы на руках столько много лент?
Дети: Столько у девушки было желаний.
Бабушка Лукерья: А вот еще одна кукла. Как называется кукла, у которой много рук? (слайд 9)
Дети: Кукла - Десятиручка
Бабушка Лукерья: Зачем ей столько рук?
Дети: Чтобы она успевала в доме делать все дела.
Бабушка Лукерья: К третьей группе относятся самые любимые и дорогие куклы для ребят. Как же они назывались? (слайд 10)
Дети: Игровые куклы.
Бабушка Лукерья: Они были очень разными, и каждая девочка делала свою неповторимую куклу.
II. Проблема.
Бабушка Лукерья: Ребята посмотрите: наша куколка грустит, не с кем хоровод водить. Сделаем подружек ей, чтобы было веселей?
Дети: Да
Бабушка Лукерья: А сейчас я вас научу, как изготовить такую куклу. Посмотрите перед вами лежат лоскутки ткани, один квадратный – это будут руки и голова. И три круга – это туловище и юбки. А так же лежат нитки, ими мы будем скреплять детали.
III. Решение проблемы. Изготовление куклы-закрутки.
Этапы работы:
1. Берём синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик (слайд 12)
2. Для лица берем белый квадрат и соединяем противоположные два конца (слайд 13)
3. Синтепоновый шарик вкладываем в середину сложенного квадрата и перевязываем ниточкой. Формируя при этом голову (слайд 14)
4. Для того чтобы получить руки складываем концы к центру. Затем пополам и перевязываем ниткой (слайд 15)
5. Для изготовления юбки берем три круга разной величины. Самый большой кладем вниз, самый маленький наверх (слайд 16)
6. Наложенные круги складываем пополам (слайд 17)
7. Вкладываем деталь головы с руками на центр полукруга (слайд 18)
8. Концы юбки складываем в сектор (слайд 19) и перевязываем шерстяной ниткой (слайд 20)
9. Украшаем тесьмой юбку (слайд 21)
10. Теперь надеваем косыночку и завязываем (слайд 21)
III. Итог.
Бабушка Лукерья: Вот наши куклы готовы. Все они неповторимы и оригинальны.
Вот для куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
Как пуховые подушки,
Мягки новые игрушки!
Вот и куклы расписные
Всех на свете краше!
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Бабушка Лукерья: Ребята моя кукла приглашает вас и своих новых подружек в хоровод.
Бабушка Лукерья: Потанцевали мы замечательно, но ответьте мне на вопросы:
• Вам понравилось делать старинные куклы?
• Как вы считаете ими можно играть?
• Какую куклу мы сегодня изготовили? (куклу-закрутку).
Бабушка Лукерья: Ребята, вы сегодня прекрасно потрудились. Эти куклы вы можете показать своим родителям и поделиться с ними своим опытом изготовления игрушки.
Спасибо за внимание!