Потеева Александра
Тренинг для педагогов ДОУ «Самопознание себя в профессии»
«Самопознание себя в профессии»
Потеева А. Н., педагог-психолог
МАДОУ «Радость» СП д/с №5
Цели тренинга : содействие социально-психологической адаптации молодого специалиста, снятие психоэмоционального напряжения, формирование уверенности в себе, доверия к людям.
Задачи:
• Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, принятие коллективных решений.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Самопознание себя в профессии“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.
• Отработка различных способов межличностного восприятия.
• Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе, и другому человеку.
Материалы: Бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры по количеству человек.
Вступительное слово.
Путь к себе или кто я такой именно этому посвящена сегодняшняя встреча. Приступим к упражнениям.
Упражнение «Пять вопросов»
Цель: расширение знаний участников о себе и других членах группы.
Инструкция участникам: «Напишите на листе бумаги 5 вопросов, на которые вам хотелось бы услышать ответы от кого-то из участников группы. Старайтесь избежать формальных вопросов. (Дается время для записи). Теперь, зачитывая вопросы, ответьте на них сами».
Вопросы для обсуждения:
1. Какова ваша первая реакция на столь неожиданный поворот в содержании инструкции?
2. Какие чувства у вас возникали в процессе индивидуальной работы и работы в группе?
Упражнение «Кто Я, какой Я?»
Цель: осознание себя, определение зоны ближайшего личностного развития.
Инструкция участникам: задание выполняется в три этапа.
Этап 1. Инструкция: «Возьмите листок бумаги и напишите вверху 2 вопроса: «Кто Я? Какой Я?». Ответы запишите в столбик. Это могут быть слова, фразы, предложения. Не оценивайте их. Пишите то, что приходит в голову. Таких характеристик–ответов должно быть не менее 15».
Этап 2. Инструкция: «Прочтите еще раз то, что вы написали о себе, теперь из 15 определений выберите 5-6 наиболее важных, тех, которые наиболее характерны для вас. Подумайте, может быть, некоторые ваши характеристики вы сможете объединить в одну общую. Запишите их».
Этап 3. Инструкция: «А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что наступила волшебная ночь. За эту ночь исчезли все препятствия на вашем пути. Все стало возможным, достижимым. Какими вы видите себя? Откройте глаза и запишите 5-6 своих характеристик из воображаемого будущего. Итак, какими бы вы стали, если бы все было возможно?»
После выполнения всех шагов задания предлагается рассказать, как выполнялись все 3 этапа упражнения, какие возникли чувства, мысли. Следует обратить внимание участников на количество позитивных и негативных характеристик в первом списке черт как на показатель принятия себя, отметить, какие изменения намечены от Я-настоящего к Я-желаемому, обсудить реальность, оптимистичность желаемого образа «Я».
Упражнение «Снятие внутренних ограничений»
Цель: осознание своих внутренних ограничителей; овладение инструментом пошагового снятия внутренних ограничений.
Инструкция: Главное в проведении этого упражнения – последовательность, неспешность и деликатность. Выполним следующие действия:
1. «На пути достижения целей нам встречаются различные препятствия. Их можно условно поделить на внешние и внутренние. Многие считают, что с внутренними препятствиями (ограничителями) справиться бывает порой сложнее, чем с внешними. Как мы говорим о внутренних ограничителях? Обычно мы начинаем со слов: «Я не могу…». Сейчас мы попробуем по шагам преодолеть некоторые наши внутренние ограничения. Возьмите чистый лист и пять раз напишите фразу «Я не могу…», оставляя свободное место, чтобы ее закончить».
2. «Завершите незаконченные предложения, т. е. продолжите фразу и напишите, что вы НЕ можете делать (сделать). Я дам вам на это время. У всех готово? Кто может прочитать некоторые свои фразы вслух для всех?»
3. «Теперь во всех свои фразах зачеркните слово «могу», а вместо этого напишите сверху слово «ХОЧУ». Что у вас получилось? Прочитайте все фразы с новыми словами. Я хочу попросить тех же участников снова прочитать вслух уже исправленные фразы».
4. «Следующий шаг. Везде зачеркните частицу «НЕ». Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: «Вы действительно этого хотите?» Прочитайте еще раз свои фразы и сделайте ударение на слове «хочу».
5. «И наконец завершающий шаг. Допишите после слова «хочу» словосочетание «И ЛЕГКО МОГУ». У вас получится «Я хочу и легко могу…» - и далее по вашему тексту. Теперь давайте произнесем наши новые фразы вслух. Я хочу снова попросить сделать это первыми тех, кто уже говорил.
Упражнение «Нейрографическое рисование на снятие ограничений».
Бумага по количеству человек, черный фломастер или ручка, цветные карандаши/фломастеры.
Инструкция: Возьмите ваш лист бумаги и черный фломастер, закройте глаза и подумайте о том, что вас ограничивает в совершенствовании себя в профессии, а теперь откройте глаза и сделайте произвольный выброс на бумагу (ведущий показывает пример на доске, посмотрите на свои ограничения и преобразите их. Найдете все острые углы в вашем выбросе и начинайте их скруглять (ведущий показывает пример на доске, скругляйте их до того времени, пока не останется ни одного острого угла, вы можете дополнять свой выброс другими линиями, чтобы они уходили за грани листа и растворялись в пространстве. Теперь посмотрите на свой рисунок и отыщите на нем очертания круга, хорошо прорисуйте его, если появились новые острые углы, скруглите их и растворите в вашем рисунке. Приступаем к завершению вашей работы, добавьте цвета вашему рисунку. Посмотрите на него, ваши ограничения растворились в пространстве.
Рефлексия:
Какое упражнение дало наибольший отклик?
Есть ли чувство, что реализоваться будет проще?
Литература.
Кирейчева, Е. В. Психологический тренинг развития Я-концепции / Е. В. Кирейчева, А. В. Кирейчев. – Ялта, 2006. – 80 с.
Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : Учебное пособие/ Д. М. Рамендик. –М. :ФОРУМ, 2007. –176с.
Тюшев, Ю. В. Выбор профессии : тренинг для подростков/ Ю. В. Тюшев. — СПб. : Питер, 2009. – 160