Получи документы

Тренинг для педагогов и родителей «Школа здоровья детей и родителей«

Карякина Ирина Сергеевна
Тренинг для педагогов и родителей «Школа здоровья детей и родителей«

Психолог: Добрый день уважаемые педагоги. Разрешите вас поприветствовать на тренинге «Школа здоровья детей и родителей»

Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к вопросу о формировании половой принадлежности детей дошкольного возраста.

Публикация «Тренинг для педагогов и родителей „Школа здоровья детей и родителей„» размещена в разделах

Психолог: Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек является одной из актуальных проблем современности. Это связано с тем, что социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. В биологии и психологии выделяются понятия «пол» и «гендер». Необходимо различать эти понятия.

ОПРОС ПЕДАГОГОВ : КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ДВА ПОНЯТИЯ? (ответы членов тренинга)

ПОЛ ГЕНДЕР

пол является природной характеристикой человека, благодаря которой происходит разделение людей на мужчин и женщин Понятие «гендер» обозначает прежде всего отношения между одним объектом (или существом) и другими, раннее уже обозначенными классом, группой. Это отношения принадлежности. Таким образом, гендер следует понимать как социальное отношение.

Изначально такое естественное разделение исходило из анатомического различия между представителями обоих полов. В Большой советской энциклопедии (1975) пол определяется как «совокупность морфологических особенностей организма, обеспечивающее половое размножение», сущность которого сводится, в конечном счете, к оплодотворению. Пол человека является природным, материальным феноменом, важнейшим признаком человеческой телесности, благодаря которому индивид принадлежит материальному и социальному миру. Причем, характер и способы предъявления себя как представителя того или иного пола определяются социокультурным наполнением полового (телесного) различия. В своем поведении мужчины и женщины руководствуются системой социальных норм, ролей, социальных стереотипов относительно «мужских» или «женских» качеств и их предназначения. А содержание этой системы менялось с изменением социальных, экономических и исторических условий жизнедеятельности людей. Однако неизменным оставалось убеждение, что в основе социальнопсихологических различий между мужчинами и женщинами лежит их половая конституция. Дело в том, что с момента рождения, женщины и мужчины сразу попадают с систему общественных отношений, где им 9 отведены определенные (женские или мужские) роли: активная – мужчинам и пассивная – женщинам. При этом значимость мужских ролей всегда выше, чем женских в соответствии с иерархией социальных отношений. Такой биологически детерминированный подход к пониманию проблемы полов в течение тысячелетий считался единственно верным. В середине ХХ века убеждения о биологическом происхождении различий и предназначении мужчин и женщин были подвергнуты сомнению. В 60-70 гг. в различных отраслях научного знания на Западе и в нашей стране активно стала заявлять о себе гендерная проблематика. Постепенно в научный оборот стали входить понятия «гендер», «гендерные исследования», «гендерный анализ», как отражение нового теоретического направления в развитии мировой и отечественной психологии. Иначе, понятие «гендер» объясняет не природную детерминированность, а полоролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную ценность в зависимости от их пола. Из этого следует, что гендер не является естественно заданным, а имеет свой источник в культуре и обозначает социальные представления о различии полов, их предназначения и ролей в обществе. Гендер понимается как совокупность символов, норм и законов, которые выработаны обществом в процессе своего развития, и регулирующие жизнь человека и общества. Другими словами, гендер – это система культурных значений, присвоенных полу, а потому, он является искусственным, социально сконструированным и должен быть понят как совершенно независимая от понятия «пол» категория.

Понятие «гендер» определяет социальный статус и социальнопсихологические характеристики личности, приписываемые обществом 10 мужчинам и женщинам, на основании их половых различий. Но гендер не сводится буквально к совокупности психологических черт личности (соответственно мужских и женских). Ключевым здесь является приписывание психологических черт индивидам, с целью закрепления за ними социального статуса и ограничения в системе гендерных отношений

Психолог: Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.

ВОПРОС: Чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов тренинга)

Психолог : Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.

Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.

У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.

У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.

Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.

У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.

Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.

В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.

Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Отгадывание загадок

Психолог : Уважаемые, педагоги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчишки).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).

Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девчонки).

При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчишки).

Психолог : А сейчас, я предлагаю немного обыграть жизненные ситуации которые могут случится у нас на работе. Нужен один доброволец,он будет играть роль «родителя», а второй доброволец роль «психолога».

Ситуация 1. Мать с ребенком встречаются с психологом.

Моему сыну 2 года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т. д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его предпочтений и запрещать ему играть с этими игрушками.

Что вы посоветуете маме? Проконсультируйте маму!

Ситуация 2. Мать с ребенком встречаются с психологом.

Моей девочке 5 лет. В последнее время она отказывается носить платья, юбки, заплетать косы и даже попросила постричь ей волосы как у мальчика. Предпочитает играть в компании мальчиков, любит драться, спорить. На день рождение попросила подарить ей пистолет и машинку. Стоит ли мне беспокоиться по этому поводу и как объяснить что она девочка.

Что вы посоветуете маме? Проконсультируйте маму!

Психолог :Молодцы, коллеги! Все прекрасно справились с заданиями!

Психолог : Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Психолог: ДЕВОЧКИ

В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины: домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. Д. Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.

МАЛЬЧИКИ

Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства. Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

Психолог : Давайте Представим ситуацию «В детский сад воспитателем принят мужчина» Предлагаю поделится на команды. Первая команда будет доказывать плюсы, а другая минусы

1 команда 2 команда

1. Дети буду менее капризны 1. Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку.

2. Будут более дисциплинированы 2. В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения.

3. Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. 3 Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель

4. Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания.

5. Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. 5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей.

6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем. 6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена)

7. Мужчина – воспитатель быстрее и лучше найдет общий язык с детьми. 7. Мужчина – воспитатель не сможет заплести косы девочкам, причесать, застирать пятно на платье.

8. Нестандартное мышление и принятие решения в возникающих вопросах. 8. Больше внимания будет уделено сюжетно-ролевым играм с тематикой, близкой для мальчиков (транспорт, игры с конструктором, военные игры)

9. Многие мальчики, да и девочки растут без отца, а здесь пример мужского поведения, мужского воспитания 9. Детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина.

Педагоги обсуждают ситуацию, высказывают свое мнение.

Психолог : Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность вместе общаться, играть, трудиться.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Психолог: Дорогие коллеги, наш тренинг подошел к концу! Большое спасибо вам за проделанную работу!

Публикации по теме:

«День здоровья» (развлечение для детей и родителей).«День здоровья» (развлечение для детей и родителей). На спортивную площадку Приглашаем всех сейчас. Праздник спорта и здоровья Начинается у нас. 1 задание: Разминка На полянку,на лужок тихо.

Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей»Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей» Прогулка - это лучшее средство профилактики рахита у детей. Организм насыщается ультрафиолетом, который отвечает за выработку витамина.

Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?» Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме.

Сценарий праздника «Школа молодого бойца» для детей подготовительной группы с участием родителей День Защитника Отечества - 2020 «Школа молодого бойца» Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к Российской армии, любви.

Семинар-тренинг для родителей младшей группы «Мы счастливы, когда мы вместе» Семинар – тренинг для родителей младшей группы Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания Задачи: - привлечь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов и родителей «Школа здоровья детей и родителей«
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 18:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД