Приложение МААМ

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога» (4 фото)

Елена Шахова
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

"Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога"

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

• Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов;

• Создание условий для групповой сплоченности;

• Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога“» размещена в разделах

• Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

• Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;

• Снятие эмоционального напряжения;

• Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

План тренинга:

1. Упражнение знакомство Игра «Я дрозд(5мин)

2. Упражнение «Наши ожидания» (5 мин)

3. Упражнение Притч «Цена желания»(10мин

4. Упражнение «Профайл» (10мин)

5. Упражнение "Тест геометрических фигур".(10мин)

6. Упражнение "Коллективный счет"(10мин)

7. Упражнение «Продолжи фразу» (5 мин)

8. Упражнение Разминка. (5 -7 мин)_

9. Упражнение Незаконченные предложения «Жил-был педагог»(5-7 мин)

10. Упражнение «Лестница» (5мин)

11. Упражнение «С воздушным шаром» (5 мин)

12. Упражнение. «Что общего»(5мин)

13. Упражнение «Лужайка позитива» (10мин)

14. Упражнение «Чему Я научился» (5 мин)

Рефлексия.

Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками водопада, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист формата А3, вырезанные цветы.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход тренинга

Приветствие.

Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия-тренинга "Профилактике эмоционального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.

Презентация "Синдром профессионального выгорания. Способы профилактики".

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Введение

Принятие правил.

Ведущий: сейчас я попрошу вас встать в круг и зачитаю правила нашей работы. После каждого правила я попрошу вас свое согласие скрепить автографом. Для этого вы поднимите правую ногу (если вы правша) или левую (если левша) и изобразите в воздухе свою подпись, полностью, не мошенничать со сложными и длинными подписями. А теперь повернитесь влево и на спине впереди стоящего соседа АККУРАТНО кулаком поставьте «печать». Как вариант "печать" можно ставить не на спине, а на левой ладони соседа справа.

Ведущий зачитывает правила, а участники, встав в круг, подкрепляют свое согласие подписью и печатью.

Правила работы группы:

1. Отключение телефона и все телефоны собираются организаторами (тренерами);

2. Доброжелательное отношение к каждому участнику группы;

3. Право каждого быть услышанным, выразить любые свои мысли и чувства;

4. Внимательное, без прерывания, выслушивание каждого участника (право прерывать есть только у тренера);

5. Активное участие каждого в работе группы;

6. Право каждого участника не отвечать на адресованные ему вопросы;

7. Проявление взаимопомощи при выполнении групповых заданий;

8. Конструктивная критика, т. е. с пользой и в уважительной форме.

После предложенных ведущим правил можно предложить группе назвать еще важные правила для работы. Если их больше не предложат – достаточно и тех, что озвучены ведущим.

Правила вывешиваются на ватмане или записываются помощником на доске.

Знакомство.

1. Упражнение знакомство Игра «Я дрозд…»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности.

Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары.

Далее вместе с ведущим произносят:

" Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие, у меня губки сахарные. у тебя губки сахарные. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена.

Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога»

2. Упражнение «Наши ожидания»

(5 мин)

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Инструкция: Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг). Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

3. Упражнение Притча «Цена желания»

На задворках Вселенной находится один магазинчик. Вывески на магазине нет уже давно, её когда-то унесло космическим ураганом, а новую хозяин не стал прибивать, потому, что каждый местный житель и так знал, что магазин продаёт желания. Ассортимент магазина был огромен: здесь можно было купить практически всё.

Огромные яхты, квартиры, замужество, пост вице-президента корпорации, деньги, детей, любимую работу, большую грудь, победу в конкурсе, большие машины, футбольные клубы, власть, успех, колечки с бриллиантами и многое-многое другое. Не продавались только жизнь и смерть (этим занимался головной офис, который находился в другой Галактике).

Каждый пришедший в магазин (а есть ведь и такие желающие, которые ни разу не зашли в магазин, а остались сидеть на своей попе и желать) в первую очередь узнавал цену своего желания. Цены были разные.

Например, любимая работа стоила отказа от стабильности и предсказуемости, готовности самостоятельно планировать и структурировать свою жизнь, веры в собственные силы и разрешения себе работать там, где нравится, а не там, где надо.

Власть стоила чуть больше: надо было отказаться от некоторых своих убеждений, уметь всему находить рациональное объяснение, уметь отказывать другим, знать себе цену (и она должна быть достаточно высокой, разрешать себе говорить «Я», заявлять о себе, несмотря на одобрение или неодобрение окружающих.

Некоторые цены казались странными. Замужество можно было получить практически даром, а вот счастливая жизнь стоила дорого — персональная ответственность за собственное счастье, умение получать удовольствие от жизни, знание своих желаний, отказ от стремления соответствовать окружающим, небольшое чувство вины, умение ценить то, что есть, разрешение себе быть счастливой, осознание собственной ценности и значимости, отказ от бонусов «жертвы», риск потерять некоторых друзей и знакомых.

Не каждый пришедший в магазин был готов сразу купить желание. Некоторые, увидев цену, сразу разворачивались и уходили. Другие долго стояли в задумчивости, пересчитывая наличность, и размышляя где бы достать ещё средств. Кто-то начинал жаловаться на слишком высокие цены и просил у хозяина скидку или спрашивал когда будет распродажа.

А были и такие, которые доставали из кармана свои сбережения и получали заветное желание, завёрнутое в красивую, шуршащую бумагу. На счастливчиков завистливо смотрели другие покупатели, перешептываясь между собой о том, что, наверное, хозяин магазина их знакомый и желание досталось им просто так, без всякого труда.

Хозяину магазина часто предлагали снизить цены, чтобы увеличить количество покупателей. Но он всегда отказывался, говоря, что от этого будет страдать качество желаний.

Когда у хозяина спрашивали, не боится ли он разориться, то он качал головой и отвечал, что во все времена будут находиться смельчаки, которые готовы рисковать и менять свою жизнь, отказываться от привычной и предсказуемой жизни, способные поверить в себя и в свои желания, имеющие силы и средства для того, чтобы оплатить исполнение своих желаний.

P.S. На двери магазина висит объявление: «Если твоё желание не исполняется, значит, оно ещё не оплачено.

4. Упражнение «Профайл»

(10 мин)

Цель: самопрезентация участников, снятие напряжения.

Необходимые материалы: листы А4, ручки.

Инструкция: участникам предлагается в течение 5 минут создать на листе А4 свой профайл так, чтобы не видели сидящие рядом. Профайл представляет собой краткие сведения об участнике: возраст (психологический, псевдоним (можно придумать на месте, сильная сторона/лучшее качество личности, недостаток, малоизвестный факт о себе, автопортрет. Образец профайла в приложении 1. Приветствуется креативность в ответах. По истечении 5 мин участники сдают свои профайлы ведущему и рассаживаются по местам. Перемешав все, ведущий в случайном порядке раздает их участникам, которые по очереди должны представить профайл аудитории и отгадать его автора.

Обсуждение: Возникли ли трудности в составлении профайлов? Чьи работы произвели наибольшее впечатление и почему?

Псевдоним/кодовое имя

*может быть придуман самим участником на месте

Сильная сторона/качество

Недостаток

Малоизвестный факт

5. Упражнение "Тест геометрических фигур".

[/i](10мин)

Цель: самодиагностика.

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг - и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Ожидаемый результат: рефлексия педагогов.

6. Упражнение "Коллективный счет"

(10мин)

Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.

Ожидаемый результат: сплочение группы.

7. Упражнение «Продолжи фразу»

(5 мин)

Цель: развитие групповой сплоченности.

Инструкция: продолжите фразу: «Я, как и все мы.»

Обсуждение: что нас всех объединяет?

8. Упражнение Разминка.

Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.

1. Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

2. Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).

3. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

4. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.

Фото «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога»

9. Упражнение Незаконченные предложения «Жил-был педагог»(

5-7 мин)

Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.

1. По утрам он просыпался и думал___

2. Собираясь на работу, он ___

3. Весь рабочий день он мечтал___

4. Придя домой, он___

5. Засыпая, он думал___

•Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы.

•Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение.

•Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему

10. Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Материалы: листы бумаги со схематичным изображением лестницы, ручки

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

- Что мешает Вам находиться наверху?

11. Упражнение «С воздушным шаром»

(5 мин)

Цель: разминка и разогрев.

Инструкция: Нужно сделать так, чтобы шар воздушный оставался на воздухе 2 минуты. На команду из 9 человек дается 1 шар. Если шар касается земли, игра начинается заново. Группа должна прийти к тому, что без согласованности не возможно это сделать.

Тренинг для педагогов - фото

12. Упражнение. «Что общего»(

5мин)

Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.

13. Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

(10мин)

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали высказывания о себе?

- Все ли ваши достоинства, о которых сказали другие, были вам известны?

Фото №1 Профилактика синдрома

14. Упражнение «Чему Я научился» (5 мин)

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился.. .

Я узнал, что.. .

Я нашел подтверждение тому, что.. .

Я обнаружил, что.. .

Я был удивлен тем, что.. .

Мне нравится, что.. .

Я был разочарован тем, что.. .

Самым важным для меня было.. .

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Подведение итого

в. [/i]Рефлексия (10 мин)

Все участники по очереди дают обратную связь по проведенному занятию.

Совпали ли ваши ожидания с итогом занятий? Что больше всего запомнилось? Какие моменты заставили вас задуматься? Что нового узнали о себе или об участниках? Какие эмоции сейчас испытываете? Чтобы вы порекомендовали или пожелали себе, участникам, ведущему? Оправдались ли ваши ожидания? Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня. ”.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 15:34
+61Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шахова (УИ 1048148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД