Папки-передвижки

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Раиса Маркс
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

Профессия педагога требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания. Высокая эмоциональная загруженность, огромная ответственность за жизнь и здоровье детей провоцирует у них эмоциональное напряжение. Переживаемые негативные эмоциональные состояния отрицательно сказываются на самочувствии педагога, вызывают сильное переутомление, снижение работоспособности, и как следствие приводят к профессиональному выгоранию. Поэтому целью тренинга является предупреждение профессионального выгорания у педагогов; обогащение опыта педагогов методам и приемами по профилактике и коррекции стрессовых состояний,. профилактика эмоционального напряжения педагогов, сохранения их психического здоровья.

Вместе с учебной нагрузкой растёт нервно-психическое напряжение, переутомление. Всё это усугубляется различными страхами: страх не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» :

Педагог должен быть :

- образцом;

- контролировать свою речь;

- на всё правильно реагировать;

- адекватно вести себя в конфликтных ситуациях;

- нести ответственность за детей (их здоровье, знания) и т. д. ;

Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов :

- к инновационной активности;

- к творчеству педагогов;

- к новым идеям;

- к навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями и т. д. ;

Представители профессии «человек – человек» из-за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д.

Сегодня мы научимся приёмам, которые помогут избежать и предупредить эмоциональное выгорание.

Проблема сохранения психического здоровья педагогов всегда актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

Симптомы эмоционального выгорания как психологической защиты:

1. Симптом "эмоционального дефицита".

К педагогу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом "эмоционального дефицита".

2. Симптом "эмоциональной отстраненности".

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика. Это приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания". Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда педагог всем своим видом показывает "наплевать на вас".

3. Симптом "личностной отстраненности.

Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах "выгорания" личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию "ненавижу ", "презираю ", "взять бы автомат и всех". В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

4. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений".

Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия педагога. Это вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА. ОНО НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ, НО И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ. ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ - ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ.

Педагог сознательный, культурный, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами, ради двух целей:

- чтобы не болеть;

- чтобы принимать правильные решения.

Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к здоровью или болезни. Надо научиться:

- жить с хорошими эмоциями;

- противодействовать негативным эмоциям.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Здоровый образ жизни – это такая организация жизни человека, которая позволяет сохранять и укреплять своё здоровье.

Причины возникновения СЭВ у педагогов :

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• несоответствие результатов затраченным силам;

• ограниченность времени для реализации поставленных целей;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• большие нагрузки;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

• проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, провалы в памяти. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : «не хочется видеть» тех, с кем педагог общается по роду деятельности (воспитанники, родители, педагоги, «в четверг - ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Симптомы дистресса:

1. рассеянность;

2. ухудшение памяти;

3. повышенная возбудимость;

4. постоянная усталость;

5. потеря чувства юмора;

6. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;

7. пристрастие к алкогольным напиткам;

8. отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит) ;

9. иногда психосоматические боли в голове, спине, в области желудка;

10. полное отсутствие источников радости.

Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота»!

Исследования показывают, что эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.

Всё зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

Вот результаты английских психологов, которые исследовали зависимость стрессов от профессии. На 10 месте - шахтеры, на 9 - полицейские, на 8 - учителя, на 7 - социальные работники, на первой строчке - работники музея и библиотекари.

Практическая часть: Мы сегодня познакомимся с оздоровительными методами и приёмами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

1. Упражнение «Комплимент».

Цель – создание тёплой психологической атмосферы, развитие умения увидеть в любом человеке положительное.

Стоя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнёра, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка, манера поведения, особенности внешнего вида, ему нравится, и сказать ему об этом, т. е. сделать комплимент.

Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить.

2. Упражнение «Проективный тест».

Цель – заинтересовать участников тренинга, лучше узнать собственную личность, постараться увидеть в любом другом человеке положительные черты.

Участникам тренинга предлагается 6 слов (собака, кошка, кофе, море, лес, преграда). На каждое слово необходимо придумать по 3 ассоциации - прилагательных

(например, собака – добрая, умная, преданная и т. д.) .

Анализ и обсуждение упражнения: это проективный тест, вероятность совпадения- 60-70%. Собака – это ваше отношение к друзьям, кошка – ваше отношение к себе, кофе – отношение к сексу, море – отношение к любви, лес – ваша душа, внутренний мир, преграда – ваше отношение к смерти) .

3. Упражнение «Волшебный сундучок» .

Цель – развитие умения увидеть в любом человеке позитивное, создание положительного психологического климата в коллективе.

Каждый участник получает листок бумаги – «волшебный сундучок», подписывает его, чтобы было понятно, кому он принадлежит.

Это ваш «волшебный сундучок», в который другие будут записывать те психологические качества (черты характера, особенности личности, поведения, которые делают вас неповторимыми, и которые присущи хозяину - «волшебного сундучка».

«Волшебный сундучок» передают по кругу. Все работают самостоятельно. Записав какое-либо качество, обязательно нужно загнуть листок, так, чтобы другие не читали того, что вы записали, и передать дальше.

В конце упражнения желающие могут зачитать свои качества. После этого ведущий может предложить каждому поделиться своими переживаниями, впечатлениями.

4. Упражнение "Удовольствие".

Следующее упражнение поможет нам найти ресурсы, возможно даже скрытые. Сейчас я предлагаю вам написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие.

А теперь проранжируйте их по степени удовольствия. Вот это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

5. Упражнение «Тренируем эмоции».

Психолог: «Мы, педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоции, просто обязаны сами уметь определять эмоциональные состояния других людей».

Каждая команда получает задание: «Необходимо произнести фразу с разной эмоциональной окраской. А другие команды должны отгадать»

- «Зайку бросила хозяйка…» - как люди, увидевшие чудо

- «Идет бычок качается…» - как рота солдат

- «Уронили мишку на пол…» - как дети, потерявшиеся в лесу

- «Наша Таня громко плачет…» - как люди в сонном царстве.

6. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: укрепление духа и тела.

Упражнение выполняется в спокойном расслабленном состоянии, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Пропеваем следующие звуки:

А – воздействует благоприятно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, лёгкие;

М – воздействует на работу всего организма;

У – воздействует на органы брюшной полости;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение;

Я – воздействует на работу всего организма.

7. Упражнение «Мобилизующее дыхание».

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из лёгких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох – такой же продолжительности, как и вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первая цифра обозначает продолжительность вдоха, в скобках – пауза (задержка дыхания, затем - фаза выдоха:

4 (2) 4; 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4; 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счётом преподавателя или мысленным счётом самого занимающегося. Каждый счёт приблизительно равен секунде. При ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

8. Упражнение «Мусорное ведро»

Цель: избавление от негативных эмоциональных переживаний.

На листе бумаги нарисуйте любой стессогенный фактор (вещь, обстоятельство, отношения и др., сомните лист и выбросите в прямом смысле в мусорное ведро.

9. Гимнастика для глаз.

Известный окулист доктор Уильям Бейтс (1860-1931) на основании многолетней практики пришел к выводу о том, что стрессы разрушающе действуют на наше зрение. Он также предположил, что именно стрессы являются главной причиной головных болей и разработал несколько упражнений. Два упражнения мы предлагаются вашему вниманию:

"Ладони"

Прикройте глаза ладонями. Кончики пальцев должны лежать на лбу. Однако минут пять глаза не закрывайте. Дышите медленно и глубоко. После того как глаза отдохнут, вы ощутите более острое восприятие цвета.

"Фокус"

На минуту сфокусируйте взгляд на объекте, находящемся на расстоянии в 30-60 см от вас, а затем на минуту на другом предмете, который находится на расстоянии 7 м от вас. Повторите эту процедуру три-четыре раза. Упражнение полезно для тех, кто вынужден во время работы напрягать зрение и для тех, кто работает на компьютер.

Гимнастика для глаз:

1. Фильм «Орлиный глаз».

2. Гимнастика для глаз.

Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражительности, утомлении, угнетённом состоянии, повышенной возбудимости.

Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект:

• Фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему.

• Скрипка, флейта – расслабляют.

• Кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно сосудистую систему.

Музыкотерапия:

1. Л. Бетховен «Лунная соната»

2. Л. Бетховен «К Элизе»

3. ДжеймсЛаст «Одинокий пастух»

Релаксация и медитация:

1. Танцуйте сидя.

2. Музыка для релаксации «Фонтан».

3. «Листик, капли дождя».

Цветотерапия – излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет оказывает благоприятное или отрицательное влияние на человека, т. к. зрение – самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение. Кто – может воспринимать жизнь как череду черного и белого, для кого – то она расписана в серых тонах и полутонах. Редко бывает, что человек пробует воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет – это неотъемлемая часть нашей жизни. Цвет уже давно используется для лечения нервных расстройств.

Хромотерапия:

1. «Самые красивые осенние мотивы», Легран.

2. Тест «Прояви фантазию»

Анималотерапия:

Животные были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку. Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования страхов, агрессивности, чувства одиночества, снимало психологическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Еще древние целители рекомендовали при неврозах езду на лошади.

История анималотерапии – это развитие двух основных ее направлений: как самостоятельной технологии и как одной из составляющих процесса терапии.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции.

Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- пройтись по лестнице вверх, вниз;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или на листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеется нарушение сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований учёных, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Итак, улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие её как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Научитесь жить с юмором. "Юмор — соль жизни, — говорил Карел Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет".

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание";.

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой; 2. Знакомство с.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов,.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Н. Н. Арсенина педагог-психолог Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Важнейшее условие духовного роста педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 20:31
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 613988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД