Лучший педагог года

Тренинг для родителей будущих первоклассников «Адаптация к школе»

Кобзова Елена
Тренинг для родителей будущих первоклассников «Адаптация к школе»

Тренинг для родителей будущих первоклассников

«Адаптация к школе»

Цель: оптимизировать уровень тревожности родителей в период адаптации ребёнка к школе

Материалы: заранее провести анкету, в которой собрать сведения о детях.

Ход занятия: для включения родителей в процесс тренинга проводится игра – перекличка. Для её организации используются сведения о детях, представленные в анкетах. Например, ведущий спрашивает родителей :

Публикация «Тренинг для родителей будущих первоклассников „Адаптация к школе“» размещена в разделах

- Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака, кот и кролик? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры.

- Есть ли у нас родители девочки, у которой есть попугай, хомяк и две черепахи? Она любит помогать по хозяйству маме, а также сказки «Синяя птица», «Красавица и чудовище».

- Есть ли у нас родители девочки, которая имеет кошку и занимается фигурным катанием, любит игру в магазин?

Родители, как правило, с радостью откликаются, услышав рассказ о своём ребёнке.

Проводится знакомство и упражнение «Ассоциация». Ведущий даёт мяч рядом сидящему родителю, предлагает ему представиться и сказать какая ассоциация приходит у него со словами «первоклассник» и «школа», далее все по кругу делятся своими ассоциациями.

Затем ведущий задаё т вопрос:

Что важно для ребёнка в первые дни в школе?

Суметь познакомится с другими детьми.

Упражнение1. Знакомство из роли взрослых

Предлагается из своей родительской роли назвать своё имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.

Упражнение 2. Знакомство из роли детей

Предлагается представить себя ребёнком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства.

Информация : Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими – то другими способами.

Упражнение 3. Из роли детей нарисовать словесный портрет ребёнка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, какому портрету ближе собственный ребёнок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.

Упражнение 4. Вспомнить игру, интересную 6- летним детям, и провести её с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. (Ведущему нужно иметь игры в запасе на случай, если родители не смогут ничего вспомнить).

Информация: Для ребёнка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определённых ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребёнку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребёнка в один класс, много, поэтому стоит согласовывать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.

Упражнение 5. Подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребёнка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. К примеру, это могут быть такие качества: уважение к себе, уважение к окружающим, доброта, честность, любовь, ответственность, отзывчивость, любознательность, порядочность, мужественность, волевые качества, самодостаточность, трудолюбие, старательность, уверенность в себе, понимание других и т. п.

Информация: Когда ребёнок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребёнок почувствует себя в ситуации неопределё нности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.

Упражнение 6. Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребёнка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.

Упражнение 7. Образ учителя, которому я доверяю. Методом мозгового штурма нарисовать образ учителя, которого хотели бы видеть родители в школе.

Информация: Важная проблема – как научить ребёнка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Мы полагаем, что полное отсутствие конфликтов приведёт к изнеженности детей и как следствие, формирование у них неуверенности в себе.

Важно не только научить ребёнка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребёнка конфликте. Мы полагаем, что главное здесь – не обещать ребёнку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребёнку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Упражнение 8. Каждый участник получает листок с жалобой ребёнка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.

Упражнение 9. Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказывать поддержку друг другу. По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом, движение идёт до тех пор, пока все участники не начнут взаимодействовать друг с другом.

В конце занятия участникам предлагается поделиться своими чувствами и мыслями по поводу тренинга. Легко ли было выполнить эти упражнения в ходе тренинга? (Родители делятся своими чувствами и ощущениями) Всем этим навыкам нужно учиться. Посмотрите, вы взрослые, и вам было нелегко. Почему вы испытывали дискомфорт? У ребёнка тоже есть все эти чувства и состояния, но нет такого жизненного опыта. Его многому нужно научить. Что необходимо для того, чтобы ребёнок приобрёл все эти качества? Прежде всего ваша поддержка и любовь.

В заключении занятия ведущий зачитывает рассказ и комментирует его.

Цветок (готовность к школе)

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок.

То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок всё равно распустится (ребёнок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит ещё и от качества листьев, через которые тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве, - это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией.

Родители первоклассников -это, как правило, самые благодарные и заинтересованные участники. Поэтому после тренинга нужно постараться ответить на их вопросы, выслушать пожелания.

Публикации по теме:

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет о сотрудничестве детской библиотеки, дошкольного учреждения и родителей в воспитании будущих читателейФотоотчет о сотрудничестве детской библиотеки, дошкольного учреждения и родителей в воспитании будущих читателей .

Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников»Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников» Скоро в школу Ребята подготовительных групп «Колокольчики» и «Незабудки»(воспитатели и. В. Карабчукова, Л. М. Семенюк, детского сада № 54.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Экскурсия в школу для будущих первоклассников. ФотоотчетЭкскурсия в школу для будущих первоклассников. Фотоотчет Традиционно перед началом учебного года для будущих первоклассников мы проводим экскурсию по школе. Это одна из форм знакомства воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей будущих первоклассников «Адаптация к школе»
Опубликовано: 17 мая 2020 в 08:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД