Кобзова Елена
Тренинг для родителей будущих первоклассников «Адаптация к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей будущих первоклассников
Цель: оптимизировать уровень тревожности родителей в период адаптации ребёнка к школе
Материалы: заранее провести анкету, в которой собрать сведения о детях.
Ход занятия: для включения родителей в процесс тренинга проводится игра – перекличка. Для её организации используются сведения о детях, представленные в анкетах. Например, ведущий спрашивает родителей :
Публикация «Тренинг для родителей будущих первоклассников „Адаптация к школе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
- Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака, кот и кролик? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры.
- Есть ли у нас родители девочки, у которой есть попугай, хомяк и две черепахи? Она любит помогать по хозяйству маме, а также сказки «Синяя птица», «Красавица и чудовище».
- Есть ли у нас родители девочки, которая имеет кошку и занимается фигурным катанием, любит игру в магазин?
Родители, как правило, с радостью откликаются, услышав рассказ о своём ребёнке.
Проводится знакомство и упражнение «Ассоциация». Ведущий даёт мяч рядом сидящему родителю, предлагает ему представиться и сказать какая ассоциация приходит у него со словами «первоклассник» и «школа», далее все по кругу делятся своими ассоциациями.
Затем ведущий задаё т вопрос:
Что важно для ребёнка в первые дни в школе?
Суметь познакомится с другими детьми.
Упражнение1. Знакомство из роли взрослых
Предлагается из своей родительской роли назвать своё имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.
Упражнение 2. Знакомство из роли детей
Предлагается представить себя ребёнком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства.
Информация : Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими – то другими способами.
Упражнение 3. Из роли детей нарисовать словесный портрет ребёнка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, какому портрету ближе собственный ребёнок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.
Упражнение 4. Вспомнить игру, интересную 6- летним детям, и провести её с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. (Ведущему нужно иметь игры в запасе на случай, если родители не смогут ничего вспомнить).
Информация: Для ребёнка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определённых ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребёнку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребёнка в один класс, много, поэтому стоит согласовывать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.
Упражнение 5. Подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребёнка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. К примеру, это могут быть такие качества: уважение к себе, уважение к окружающим, доброта, честность, любовь, ответственность, отзывчивость, любознательность, порядочность, мужественность, волевые качества, самодостаточность, трудолюбие, старательность, уверенность в себе, понимание других и т. п.
Информация: Когда ребёнок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребёнок почувствует себя в ситуации неопределё нности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
Упражнение 6. Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребёнка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.
Упражнение 7. Образ учителя, которому я доверяю. Методом мозгового штурма нарисовать образ учителя, которого хотели бы видеть родители в школе.
Информация: Важная проблема – как научить ребёнка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Мы полагаем, что полное отсутствие конфликтов приведёт к изнеженности детей и как следствие, формирование у них неуверенности в себе.
Важно не только научить ребёнка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребёнка конфликте. Мы полагаем, что главное здесь – не обещать ребёнку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребёнку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
Упражнение 8. Каждый участник получает листок с жалобой ребёнка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.
Упражнение 9. Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказывать поддержку друг другу. По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом, движение идёт до тех пор, пока все участники не начнут взаимодействовать друг с другом.
В конце занятия участникам предлагается поделиться своими чувствами и мыслями по поводу тренинга. Легко ли было выполнить эти упражнения в ходе тренинга? (Родители делятся своими чувствами и ощущениями) Всем этим навыкам нужно учиться. Посмотрите, вы взрослые, и вам было нелегко. Почему вы испытывали дискомфорт? У ребёнка тоже есть все эти чувства и состояния, но нет такого жизненного опыта. Его многому нужно научить. Что необходимо для того, чтобы ребёнок приобрёл все эти качества? Прежде всего ваша поддержка и любовь.
В заключении занятия ведущий зачитывает рассказ и комментирует его.
Цветок (готовность к школе)
Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок.
То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок всё равно распустится (ребёнок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит ещё и от качества листьев, через которые тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве, - это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией.
Родители первоклассников -это, как правило, самые благодарные и заинтересованные участники. Поэтому после тренинга нужно постараться ответить на их вопросы, выслушать пожелания.