Получи документы

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Виктория Васильевна Кононенко
Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Учимся понимать друг друга

Цель: накопление эмоционально-положительного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности коллектива.

Материалы: карточки с ситуациями, бумага, фломастеры, цветные карандаши, мелки, краски, музыкальный центр, релаксационная музыка, коврики по количеству родителей.

Ход тренинга:

1 этап - организационный

Упражнение «Растопи круг»

Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение группы.

Публикация «Тренинг для родителей „Учимся понимать друг друга“» размещена в разделах

Описание упражнения: Все родители встают в круг и берутся за руки. Доброволец входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу.

Обсуждение:

- Легко ли было подобрать слова для каждого человека?

- Какую роль играли слова, подчёркивающие индивидуальные особенности человека?

Упражнение «Принятие правил работы в группе»

Психолог: «Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:

«Здесь и теперь»;

Искренность и открытость;

Принцип Я;

Активность;

Конфиденциальность;

Уважение друг к другу;

Правило «Стоп»;

Безоценочное восприятие».

2 этап – мотивационный

Упражнение «Официант, в моем супе муха»

Цель: развитие умения конструктивно решать конфликты.

Описание упражнения: Родителям предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанов. Каждому из участников дается по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться. Психолог объясняет, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Психолог просит двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинается игра.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими родителями.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Обсуждение:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

3 этап - практический

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом:

«Отдых»

Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

«Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

«Замок»

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение «Снежки»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков»». (После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

Обсуждение:

- Каковы ваши ощущения до и после проведения упражнения?

- Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

Упражнение «Мудрец из храма»

Цель: помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.

Инструкция: «Сядьте или лягте на коврик, пожалуйста, как вам удобно, закройте глаза, сделайте несколько медленных вдохов, расслабьтесь. А теперь представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали. Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него. Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ. Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата, запомните ее.

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами.

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг. и вновь переноситесь сюда, в эту комнату.»

Обсуждение:

- Расскажите о том, что вы представили в своём воображении.

- Увидели ли вы проблему, которая вас тревожит?

- Удалось ли вам осознать пути её решения?

Упражнение «Передача чувств»

Цель: выявление особенностей, осознаваемых участниками разных эмоциональных состояний и чувств, обогащение мира чувств.

Описание упражнения: Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Первый чело-век поворачивается ко второму и мимикой передает ему какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать это же чувство следующему и т. д. У последнего спрашивают, какое же чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале.

Обсуждение:

- Во всех ли случаях удалось понять, какая эмоция была передана?

- Что мешало?

Упражнение «Вчувствование»

Цель: развитие эмпатии, снятие эмоционального напряжения.

Родителям предлагается объединиться в группы по 3 человека и распределить между собой роли: 1) говорящего, 2) слушающего, 3) чувствующего.

Задание для говорящего: вспомнить и рассказать ситуацию, в которой были пережиты сильные чувства. Это может быть эпизод, насыщенный как позитивными, так и негативными переживаниями. Постарайтесь не оценивать свои чувства, не осуждать, не критиковать их.

Задание для слушающего: передать смысл услышанного без интерпретаций и оценок.

Задание для чувствующего: вчувствоваться в переживания говорящего, понять и описать те чувства, о которых он услышал и которые переживает говорящий здесь и сейчас.

Говорящий может уточнить смысл услышанного и выраженных при этом чувств. Затем обсуждаются переживания участников группы, как во время произнесения фраз, так и во время их восприятия.

Обсуждение:

- Какие переживания вы испытывали при озвучивании эмоционально насыщенной ситуации?

- Возникали ли трудности в восприятии и передаче смысла данной ситуации без интерпретации и оценок? Почему?

Упражнение «Настроение»

Цель: преодоление тревоги, напряжения.

Инструкция: «Если вам необходимо снять эмоциональное напряжение, например, после неприятного разговора с человеком, возьмите фломастеры или цветные карандаши, или мелки, или краски и чистый лист бумаги. Расслаблено левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, провести линию и выбрать цвет так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Закончили рисунок? Теперь переверните лист на другую сторону и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, не контролируйте себя. После этого посмотрите еще раз на свой рисунок, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок.»

Обсуждение. Участники описывают своё эмоциональное состояние.

Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие самопознания, отработка навыков рефлексии, осознание собственного «Я» и своего места в группе.

Инструкция: Родители стоят по кругу. «Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, который в этот момент скажет ему комплимент, чем он для них привлекателен, что хорошего они в нем увидели, и свои пожелания. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».

Обсуждение:

- На что направлено, по вашему мнению, данное упражнение?

- Что вы осознали в результате?

4 этап - рефлексивный

Метафора «Прежде, чем что-либо сказать - подумай трижды»

Один человек пришел к Сократу и спросил:

- А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

- Три сита?

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды.

Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

- Нет. Просто я слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито -

сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет! Напротив!

- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет необходимости.

- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить…

Обсуждение.

Рефлексия:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие упражнения вам особенно понравились?

- Что вы чувствовали в начале тренинга? Изменилось ли что-то внутри вас?

- Что вы получили от данного тренинга?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Учимся правильно дышать» Консультация для родителей «Учимся правильно дышать» Автор консультации, воспитатель: Базаева Фатьма Чингизовна. МБДОУ детский сад №64.

Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей» Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,.

Консультация для родителей «Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его» Конспект беседы с родителями «Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его». Цель: привлечь родителей к обмену мнениями.

Консультация для родителей «Учимся, играя» Консультация для родителей на тему: «Учимся играя». Подготовили воспитатели: Мергенталер М. В. Лужкина И. В. Рыбинск.

Консультация для родителей «Учимся говорить правильно» Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми.

Неделя психологии в ДОУ «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!»Неделя психологии в ДОУ «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!» Ко дню Психолога Ко дню Психолога в ноябре была проведена неделя психологии в детском саду. День Радости: 19 ноября Во всех группах детского.

Рекомендации для родителей «Учимся читать дома» В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого.

Статья по развитию речи «Как дети учат друг друга разговаривать?» Как дети учат друг друга разговаривать Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому.

Тренинг для педагогов «Учимся радоваться жизни» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Изобильненского городского округа Ставропольского края.

Консультация «Учим детей понимать друг друга» Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 09:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД