МААМ-картинки

Тренинг для воспитателей «Игры с сенсорным восприятием для детей средней возрастной группы»

Елена Кондитерова
Тренинг для воспитателей «Игры с сенсорным восприятием для детей средней возрастной группы»

Тренинг для воспитателей

«У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь»

А. Макаренко

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

Публикация «Тренинг для воспитателей „Игры с сенсорным восприятием для детей средней возрастной группы“» размещена в разделах

В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

Для игр с сенсорным восприятием необходимо наличие предметно-развивающей среды. В нашем детском саду она есть и постоянно пополняется новым материалом.

1. «Убери мяч на место»

Программное содержание:

Обогащение двигательного опыта детей. Развитие сенсомоторики, совершенствование у детей навыков в согласовании движения рук и ног. Обеспечение эмоционального комфорта во время игры.

Материалы и оборудование: мячи разных размеров (большие, средние, маленькие); корзинки, красная дорожка, синяя дорожка, цилиндр, треугольник, прямоугольник.

Дети не просто убирают мячи, а действуют с ними по словесной инструкции (или демонстрации) воспитателя : сначала убирают самые большие: они катят их, продвигаясь вперёд по красной дорожке, перешагивают через красный цилиндр и кладут мячи в корзину. Мячи меньшего диаметра (18-20 см) дети держат над головой и идут, сохраняя равновесие, по синей дорожке, перешагивают через треугольник и кладут их в корзину. Маленькие мячи (6-8см) дети перекладывают на ходу из руки в руку. Останавливаются у прямоугольника и бросают мячи в корзину.

2. Игра-релаксация «Заводные мячики»

Программное содержание:

Обогащение двигательного опыта детей. Развитие внимание, чувства ритма, умение воспринимать на слух задания. Обеспечение эмоционального комфорта.

Материалы и оборудование: мяч средних размеров (для воспитателя).

А я Мячик непростой,

А я Мячик заводной.

Я скачу, скачу, скачу.

Удержаться не могу. (прыгают на двух ногах)

А теперь кручусь, кручусь (кружатся вокруг своей оси на подскоках)

И верчусь, верчусь, верчусь (кружатся в другую сторону вокруг своей оси на подскоках)

Но завод закончился,

Я затих и съёжился (руки полностью расслабляются, падают вниз, спина согнута)

3. «Согрей ежа»

Программное содержание:

Обогащение личного опыта в массаже и самомассаже. Развитие тактильных ощущений, самомассаж, развитие мелкой моторики рук, двигательных умений детей. Воспитание бережного отношения к животным.

Обеспечение эмоционального комфорта.

Материалы и оборудование: массажные мячи на каждого ребёнка.

Ёжик крошка,

Лежит в моей ладошке.

Ёжика в руке кручу,

Я согреть его хочу.

Вот согрелся ёжик мой,

провожу его домой.

4. Дидактическая игра «Силуэт и изображение».

Программное содержание:

Обогащение детей в различении цвета и формы. Развивать умение составлять по образцу изображение. Обеспечение эмоционального комфорта.

Материалы и оборудование: плоскостные наборы фигур и картинки из геометрических фигур.

У всех детей лежат набор фигур и картинки. Воспитатель предлагает выложить из геометрических фигур картинки. Обращает внимание детей на особенности изображения (детали, цвет, форму и т. д.) при выкладывании предлагает выбрать нужные фигуры.

– Давайте вспомним, как называется эта фигура? Дети ориентируются не только на форму, цвет, но и на величину фигур, если кто-то ошибается, воспитатель обращает внимание на образец, затем помогает выполнить задание правильно.

5. «Зажги фонарик!»

Программное содержание:

Обогащение детей в различении цвета, предмета по названию; приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры. Обеспечение эмоционального комфорта.

Материалы и оборудование: мячики разных цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный)

В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Их можно сделать со старшими дошкольниками по типу ёлочных фонариков. Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик!». Показывая фонарик, предлагает поискать такие -же и в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры.

Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило. «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос : «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Обычно все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!», – говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом — цветные.

«А где вы видели цветные фонарики?» — этот вопрос побуждает детей припомнить. Обычно они отвечают: «На ёлке». Так устанавливается связь с жизненными впечатлениями.

В данной игре одновременно могут участвовать все дети.

6. «Катание шаров к кольцу того же цвета»

Программное содержание:

Закрепление названия цвета на основе сравнения цвета кольца и шаров. Обеспечение эмоционального комфорта.

Материалы и оборудование: шары и кольца разных цветов.

Педагог раздаёт детям цветные шары, кладёт на ковёр кольцо и предлагает подкатить» к нему шарики такого же цвета. Вводя всё новые кольца, воспитатель последовательно называет их цвет. «У кого синие шарики?» Дети подкатывают шарики, и на ковре образуются яркие цветовые группы. Педагог подходит с детьми к каждой группе шариков, спрашивает, какого они цвета, даёт им полюбоваться яркостью цвета, сочетаниями цветов.

7.«Подбери кружочки похожего цвета»

Программное содержание:

Учить детей различать цветовые оттенки. Развивать эстетические чувства.

Материалы и оборудование: кружки (красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и четырёх-пяти оттенков каждого из них).

Детям даются кружки основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного и четырёх-пяти оттенков каждого из них. Задача заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки.

После выполнения дети один раз меняются основными кружками и вновь подбирают к ним кружки, окрашенные в дополнительные цвета. Так игра повторяется несколько раз.

Для закрепления умения различать оттенки цвета воспитателю следует называть их. Например: красный, светлее, ещё светлее, самый светлый; или: синий, светлее, ещё светлее — голубой.

С помощью этой игры к концу года в словарь детей могут быть введены термины: светло-красный, тёмно-синий и т. д. Если своевременно и на основе конкретного восприятия не дать точное название, дети будут говорить «немножко красный», «немножко жёлтый» и т. п.

8. «Одень красиво кукол»

Программное содержание:

Упражнение детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах.

Материалы и оборудование: куклы и одежда для них.

Педагог развешивает или раскладывает одежду кукол (платья, переднички, платочки, шапочки, сумочки) так, чтобы хорошо было видно, и обращается к детям: «Вот сколько красивых платьев, передничков, платочков — всё это для наших кукол! Давайте оденем их, чтобы они были нарядные!»

Перед детьми на столике или на ковре 2—3 куклы.

Обращаясь к малышам, воспитатель спрашивает : «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?»

После общего вопроса задаётся вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь для куклы? А ты, Нина?» И т. д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.

Педагог сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.

Потом так же подбираются переднички. Но педагог ставит уже другой вопрос: «Какого цвета передничек подойдёт к синему платью Оли? К красному платью Тани?» Платья, переднички, туфли и т. д. надевают на кукол сами дети; воспитатель следит, чтобы каждый принял в этом какое-то участие: оказал помощь другому, принес вещь, застегнул пуговицы и т. д.

9. «Прокатывание шара в воротца»

Программное содержание:

Обратить внимание на форму шара, его движение, расположение в пространстве (далеко, близко, около, рядом, учить умению сочетать зрительный контроль с движением.

Материалы и оборудование: воротца и шары.

Педагог даёт детям воротца и по три шара каждому. Они устанавливают воротца с помощью воспитателя и по очереди начинают прокатывать шары. Если первый шар прошёл в воротца, ребёнок имеет право на второй ход, а в случае удачного второго попадания — и на третий. Если же шар не пройдёт в ворота, очередь переходит к следующему игроку.

Педагог обращает внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие — близко, около стульчика, и т. д.

Шар должен двигаться в определённом направлении, чтобы пройти в воротца. Воротца должны быть достаточно большими — 20—25 см шириной, 15—20 см высотой, ярко окрашенными, чтобы хорошо выделялись на тёмном фоне ковра, однако не следует их делать многоцветными, так как излишняя пестрота утомляет зрение, рассеивает внимание. Воротца должны быть достаточно устойчивы, чтобы от удара шара они не падали и ребёнку не приходилось поправлять их.

Очень хорошо на воротца повесить небольшой звоночек. Если ребёнок правильно прокатил шар, звоночек зазвенит. Таким образом он помогает контролировать правильность действия.

При участии в игре всей группы педагог устанавливает несколько воротцев и вместе с тем упражняет детей в умении подождать своей очереди, следить за действиями другого, радоваться успеху товарища.

10. «Передача мяча»

Программное содержание:

Упражнение в координации движений, согласовании их друг с другом. В этой игре дети имеют возможность не только зрительно, но и тактильно воспринять форму шара.

Материалы и оборудование: два мяча разных размеров и текстуры.

Дети стоят или садятся в кружок (малышей лучше усадить на стулья) и передают по кругу два шара — один навстречу другому. При их встрече говорят: «Встретились». Те, у кого очутились шары, ударяют ими один о другой и говорят: «Стукнулись». После этого они бегут с шарами по кругу в противоположном направлении под слова, которые произносят все дети: «Побежали, побежали, побежали.» — и, встретившись, останавливаются и говорят: «Встретились». Затем педагог передаёт шары другим детям по кругу.

Игра может проводиться в комнате или на участке (летом).

Вашему вниманию представлен каталог игр на развитие сенсорных качеств детей среднего дошкольного возраста.

Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Газета для родителей «Любимый ребенок» ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детского сада № 10 № 1, 2012 год Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Эта норма даже тогда, когда малыш делает серьезное.

Презентация «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей «Игры с сенсорным восприятием для детей средней возрастной группы»
Опубликовано: 21 января 2015 в 14:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД