Светлана Заноздрина
Тренинг с родителями «Радость воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
• показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
• познакомить родителей с методами, приемами и стилями семейного воспитания;
• найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;
Публикация «Тренинг с родителями „Радость воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Оборудование: пакет с написанными заданиями, распечатанные варианты ситуаций, плакат с правилами воспитания счастливого ребенка, видеоролик «Счастье – это просто», видеопроектор.
Участники тренинга : родители старшей группы «Звездочка», педагог – психолог.
Ход тренинга:
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
Тема сегодняшнего тренинга : «Радость воспитания».
Приветствие «Передай пакет»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в пакете не закончатся.
( Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь)
Основная часть
Ведущий.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто. Автор видеоролика Алиса Пашкова.
Рефлексия.
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Родители обязательно должны помочь ребенку стать счастливым. Что для этого нужно?
- Любите ребенка
Если вы будете любить ребенка таким, какой он есть – то ваш ребенок будет счастливым. Если какая-то часть его личности будет вызывать у вас раздражение – он просто спрячет ее – и поэтому не будет полностью счастливым, постоянно скрывая какую-то черту своего характера. Будьте всегда на его стороне.
- Помогите ребенку справиться с преодолением
Дети очень любят добиваться результата – надо помочь ребенку поставить цель и добиться ее. При этом, если его оставить одного справляться с трудностями – он вырастет неуверенным в себе. Ребенок с удовольствием будет смотреть, как справляется с чем-то взрослый – и подражать. Идеальный вариант – это совместная деятельность, чем больше внимания получит ребенок, чем больше, соответственно, примеров для подражания, тем счастливее он себя ощутит.
- Поощряйте увлечение
Помните ли вы, когда последний раз были так увлечены чем-то, что не замечали ничего вокруг? Маленькие дети умеют это, как никто другой. Когда они увлечены игрой, они не помнят больше ни о чем. От родителей требуется всего лишь дать им возможность уйти с головой в любимое занятие.
Чем старше становится ребенок, тем больше ограничений в его жизни, не дающих ему отдаться увлечению – режим, нелюбимые занятия, навязанные взрослыми…
Не забывайте также, что ваши амбиции и увлечение ребенка – это не одно и то же. Не стоит отдавать ребенка на дзюдо, только потому, что это модно. Постарайтесь дать ему возможность быть самим собой и самоутверждаться только в том, что ему по-настоящему близко. Если ребенок увлечен чем-то и хочет с вами поделиться – примите это с радостью, разделяйте с ним его увлечение. Просто идеально, если у вас самих есть хобби и вы сумеете «заразить» им ребенка, например, игрой в шахматы или вышивкой. Поверьте, тогда у вас с вашим ребенком установится прекрасная, тонкая связь.
- Риск новизны
Каждый ребенок нуждается в новых впечатлениях и ощущениях. Дети ведут себя в этом случае по-разному. Один каждый раз норовит исследовать незнакомую территорию, а другой испытывает понятные опасения. Если ваш ребенок робок – помогите ему, ненавязчиво продвигая в направлении чего-то нового.
Большая ошибка родителей – клеймить осторожного ребенка словами «трус», «стеснительный» и т. д. Ребенок может бесстрашно взбираться на дерево и стесняться людей. А может быть общительным, но бояться прокатиться на пони. Скажите, что такое бывает со всеми и это нормально. Вы должны понять, в чем проблема – ребенок нуждается в вашей поддержке.
- Огорчения
Не нужно ограждать ребенка от неприятностей тотально. Тогда ему не будет хватать стойкости в тяжелых жизненных ситуациях позднее. Здесь нужна разумная поддержка – необходимо найти золотую середину между безоговорочным контролем и ситуацией, когда ребенка оставляют с проблемами наедине. При этом к чувствам ребенка надо относится ничуть не хуже, чем к чувствам взрослого. Его страдания отнюдь не меньше, а, может, и больше. Не смейтесь над ребенком.
И самое главное у ребёнка должно быть доверие к Вам, ведь он идёт за Вами, и в силу своего возраста (не имея опыта и знаний) идёт в слепую!
В общении с ребёнком важное место занимает эмоциональная передача информации.
Упражнение «Передать одним словом»
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Счастье» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
• Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
• Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
• В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
• Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Для ребёнка очень важны родительские послания. Давайте с Вами посмотрим и проанализируем предложенные ситуации с разных сторон.
Упражнение Родительские послания»
Ведущий раздает родителям карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций.
Ситуация 1.
Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
Не сейчас: видишь, я работаю.
Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 2
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!
Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4
Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем!» Ваша реакция?
Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!
Не мешай нам разговаривать.
Ведущий: В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
Упражнение «Чтобы я …»
Я предлагаю Вам сформулировать правила воспитания счастливого ребёнка. Я буду начинать предложение, а Вы продолжать фразой : «Чтобы я умел, мог, стал.».
- Слушай меня, чтобы я умел слушать.
- Уважай меня, чтобы я уважал других.
- Верь мне, чтобы я верил.
- Разговаривай со мной, чтобы я умел общаться.
- Прощай меня, чтобы я умел прощать.
- Помогай мне, чтобы я стал помощником.
- Не смейся надо мной, чтобы я не стал циником.
- Люби меня, чтобы я мог любить!
А теперь, я хочу Вам предложить «окунуться в мир детства», посмотреть на мир глазами ребёнка.
Упражнение «Рисуем и лепим счастье».
Цель: предоставить возможность родителям ощутить многозначный облик счастья.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуйте или вылепите из пластилина, как Вы представляете себе счастье».
На отдельном столе должны подготовлены листы формата А-4, цветные карандаши, акварельная краска, гуашь, кисти, пластилин, фломастеры. Родители выбирают подходящий для него вид творчества.
Упражнение выполняется под спокойную, расслабляющую мелодию.
Время: 5-10 мин.
После выполнения упражнения, желающие родители делятся своими ощущениями, идет обсуждение, оформляется выставка работ родителей.
После упражнения педагог желает счастья: «Счастья Вам и вашим близким! Творите свое счастье!»»