Лучший педагог года

Тренинг с родителями «Влияние родительских установок на развитие детей»

Елена Бласет-Кастро
Тренинг с родителями «Влияние родительских установок на развитие детей»

Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских установок на развитие детей.

Задачи: знакомство родителей с понятием «психологическая установка»;

помощь в осознании того как родительские установки влияют на поведение и развитие детей; научить родителей позитивно формулировать свои наставления к детям;

закрепить навыки общения с детьми без использования негативных установок с помощью анализа и перефразирования негативных внушений.

Публикация «Тренинг с родителями „Влияние родительских установок на развитие детей“» размещена в разделах

Вступительное слово психолога:

- Здравствуйте, сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что у нас есть, - о наших детях, и как мы родители, можем неосознанно повлиять на их дальнейшую жизнь. Тема нашей встречи «Влияние родительских установок на развитие детей».

Разминка. Игра «Ассоциация».

- Предлагаю начать с игры в «Ассоциацию». Наверняка, словосочетания «родительская установка», «психологическая установка» вам известно. Подумайте несколько минут и назовите предмет, образ или настроение, которое возникает у вас при этих словосочетаниях.

(Даётся несколько минут, родители отвечают.)

Психолог резюмирует высказывания родителей, обобщает похожие ассоциации.

Психологическая установка – это состояние психологической готовности воспринимать что-то или действовать определенным образом.

Что же внушают родители детям? Как правило, то, что они сознательно или неосознанно от них ожидают, во что они в первую очередь сами верят. Роль убеждений в жизни человека огромна. Убеждения часто превращаются с самоисполняющиеся пророчества. Человек видит, делает и получает только то, в чем убежден. Сложность заключается в том, что большинство своих убеждений люди не осознают.

Наверное, вы часто слышите фразы, брошенные родителями: «Куда пошел? Сейчас упадешь!» (Бах – и вправду упал); «Вот увидите, сейчас у него ничего не получиться, и он распсихуется….»; «Он рисовать не будет, он этого не любит, да и не умеет», И это еще самые безобидные примеры. Как правило родители редко слышат себя, произнося эти фразы. Дети на них как будто не обращают внимания, но, как это ни парадоксально, чем менее осознанно предписание, тем сильнее оно работает.

Дискуссия.

- Давайте попробуем вспомнить и перечислить известные вам установки, которые вы используете в общении со своими детьми или слышали у других. Как они могут влиять на ребенка? Как можно перефразировать внушение, придав ему позитивную окраску?

(родители предлагают варианты известных и используемых ими установок)

Дополнить родительский список можно следующими установками (см. приложение, обсудить их глубинный смысл и негативное влияние на ребенка. Попробовать сказать тоже самое в позитивном ключе.

Подытожим. Дети крайне внушаемы! Если ребенок постоянно будет слышать от взрослых, что он болезненный, неспособный, жестокий, упрямый, несамостоятельный и т. д., то велика вероятность того, что он в это поверит и будет вести себя именно так. Конечно, родители критикуют негативные качества ребенка, желая помочь от них избавиться. При этом надо твердо усвоить, что критика должна быть направлена на поступок, а не на личность. Делать надо это очень мягко, используя косвенные примеры или с помощью сказки.

Часто приходится слышать, как родители внушают детям: «НЕ балуйся, НЕ плачь, НЕ психуй, НЕ ври, НЕ дерись….» Эти внушения принадлежат к категории негативно сформулированных, так как они указывают ребенку на то, что ему делать НЕ следует. При этом желаемый вариант поведения умалчивается.

Сравните эти внушения.

Негативно сформулированные внушения

Не психуй

Не дерись

Не бойся

Не горбись

Позитивно сформулированные внушения

Успокойся

Помиритесь и живите дружно

Ты же смелый.

Сиди прямо

Учат ли детей негативно сформулированные наставления чего-то добиваться, к чему-то стремиться? Нет, они учат избегать какого-то поведения, но достойная альтернатива им при этом не предлагается. У человека есть два мотива, связанных с успешной деятельностью. Это мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того какая мотивация у него доминирует. Если ребенок живет в постоянных запретах и ограничениях, его доминирующим мотивом будет избегание неудач. Он будет ставить перед собой цели, которые в психологии получили название «цели избегания» (когда человек знает, чего он НЕ хочет, но не может сформулировать цели к достижению которых можно стремиться). Позитивные родительские внушения учат детей позитивно и утвердительно определять свои цели.

Негативно сформулированные внушения часто приводят к прямо противоположному эффекту. Например, родители говорят ребенку: «Не тревожься, не переживай». И тем самым усугубляют напряжение. Бессознательное не воспринимает частицу «не», а получает команду «тревожься, переживай».

Упражнение. «Установки».

- Поделите лист на 3 части.

1. Запишите установки, которые вы используете в общении с Вашим ребёнком. Попробуйте разделить их, на положительные и негативные.

2. Запишите во 2-м столбике: Как данные установки могут повлиять на жизнь ребёнка?

3. Попробуйте перефразировать эти негативные установки в положительные.

- Расскажите, что у вас получилось?

(Если родители не справляются с перефразированием установок, психолог приходит на помощь).

Резюме. Завершение.

- Родительские установки могут быть положительными и отрицательными.

Негативные оценки ребенка необходимо тщательно отслеживать. Часто за ними стоят недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые проецируются на ребенка.

Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Давайте завершим наше занятие родительскими посланиями.

(Родители по кругу называют самую важную установку, которую хотели бы дать своему ребенку).

Приложение.

Установки/ их бессознательное влияние на ребенка/ вариант позитивно сформулированного внушения.

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить.» Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья

«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями

«Счастье мое, радость моя!»

«Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи

«Поплачь, будет легче.

«Вот дурашка, все готов раздать.» Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм

«Молодец, что делишься с другими

«Не твоего ума дело.» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями

«А ты как думаешь?

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку.» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь.» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм

«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь толстая!» Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя

«Кушай на здоровье!»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверх контроля, ощущение одиночества и тревоги

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь.

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях

«Как ты мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность

«Смелее, ты все можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди.» Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение

«Давай я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности

«Держи себя в руках, уважай людей!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика.

Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание.

Родительское собрание «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка» Я рада приветствовать вас сегодня! Тема нашего собрания "Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка". Мы сегодня.

Консультация для родителей «Роль потребностей и установок в детско-родительских взаимоотношениях» Общеизвестно, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Это является естественным и необходимым условием.

Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей» Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все.

Влияние родительских установок на развитие детей Цель: Определить связь между детско-родительскими отношениями и развитием ребенка. Задачи: 1. Выяснить уровень знаний родителей о методах.

Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного.

Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание.

Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание.

Автор публикации:
Тренинг с родителями «Влияние родительских установок на развитие детей»
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 13:57
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД